Молодая фотография

Андрей Богуш: Хорошая фотография для меня – это когда мне не интересно, в какой стране ее произвели

© Андрей Богуш. Daffodil Flowers on Color Papers, из серии Rainbows, 2010

- Что озна­ча­ет для вас ста­тус “моло­дой фото­граф”? Какие в этом плю­сы и мину­сы?

- Мне кажет­ся, такой ста­тус — это в опре­де­лен­ной сте­пе­ни шир­ма, за кото­рую моло­дой фото­граф может спря­тать­ся и ниче­го не делать. Если ты моло­дой фото­граф, зна­чит, воз­мож­но, тебе нель­зя пере­хо­дить в про­стран­ство, где есть взрос­лые фото­гра­фы? А когда мож­но? То есть, в этом смыс­ле, это боль­ше нега­тив­ное опре­де­ле­ние для меня. То есть ты моло­дой, вот и сиди на фли­к­ре и множь зины, пока тебя не най­дут или совсем не най­дут.

С дру­гой сто­ро­ны, может быть, моло­дой фото­граф —  это фото­граф, зани­ма­ю­щий­ся моло­дой фото­гра­фи­ей: он дела­ет какой-то срав­ни­тель­но новый про­дукт, инно­ва­ци­он­ный, как это любят гово­рить сей­час в Рос­сии. Но я бы не ска­зал, что такие «взрос­лые» мон­стры, как Thomas Ruff или моя люби­мая Collier Schorr, дела­ют что-то не новое и не моло­дое.

То есть я хочу ска­зать сле­ду­ю­щее: как у меня в 2007 году не было чет­ко­го пони­ма­ния того, кто такой моло­дой фото­граф, так нет ее и сей­час.

Андрей Богуш. Nuts on Plate, из серии Rainbows, 2010

- Есть ли общие чер­ты меж­ду сего­дняш­ним поко­ле­ни­ем моло­дых рос­сий­ских фото­гра­фов? Они отли­ча­ют­ся от евро­пей­ских, аме­ри­кан­ских, ази­ат­ских?

- Я ста­ра­юсь сле­дить за рус­ской фото­гра­фи­ей по мере воз­мож­но­стей. И, мне кажет­ся, что чем гло­ба­ли­зо­ван­ней мыс­лит и видит фото­граф, чем мень­ше отли­чие его визу­аль­но­го и кон­цеп­ту­аль­но­го язы­ка от инсти­ту­ци­он­но при­знан­ной меж­ду­на­род­ной фото­гра­фии, тем он будет инте­ре­со­вать меня боль­ше и глуб­же. Важ­но рабо­тать с кодом, кото­рый есть, кото­рый пони­ма­ют, и делать что-то в нем и с ним. Ина­че полу­ча­ет­ся «совок» или афри­кан­ская фото­гра­фия — закры­тое про­стран­ство, кото­рое будет инте­рес­но толь­ко как какая-то экс­порт­ная игруш­ка. Хоро­шая фото­гра­фия или искус­ство для меня — это когда мне не инте­рес­но, в какой стране ее про­из­ве­ли.

- Чем може­те объ­яс­нить тот факт, что боль­шин­ство моло­дых фото­гра­фов сего­дня — девуш­ки?

- Я не вижу ника­ко­го пере­ко­са. Может быть, меня боль­ше инте­ре­су­ют юно­ши, и поэто­му я не заме­чаю деву­шек. Но, пра­во, я чув­ствую, что инте­рес­ных мне деву­шек в фото­гра­фии гораз­до мень­ше. Навер­ное, вооб­ще ста­ти­сти­че­ски боль­ше деву­шек в моло­дой фото­гра­фии. К сожа­ле­нию, на уме у меня толь­ко маль­чи­ки.

- Когда “моло­дой фото­граф” ста­но­вит­ся “взрос­лым фото­гра­фом”? Или какое бы вы дали опре­де­ле­ние это­му его ново­му состо­я­нию?

- Может быть, тогда, когда у него появ­ля­ет­ся узна­ва­е­мость, гале­рея, пуб­ли­ка­ции, про­да­жи, опре­де­лен­ная ниша. То есть окон­ча­тель­ное при­зна­ние инсти­ту­ци­я­ми в той сфе­ре, где он рабо­та­ет. Впро­чем, опре­де­ле­ние «инсти­ту­ци­о­ни­зи­ро­ван­ный фото­граф» зву­чит еще более пуга­ю­ще, чем «взрос­лый фото­граф».

- Побе­да в кон­кур­се “Моло­дая фото­гра­фия” для вас была чем: пер­вым успе­хом на про­филь­ном кон­кур­се, кото­рый убе­дил выбрать фото­гра­фию сво­ей про­фес­си­ей, или про­сто оче­ред­ным под­твер­жде­ни­ем того, что вы зани­ма­е­тесь тем, чем надо?

- Мне было при­ят­но. Но совсем без­ре­зуль­тат­но. То есть это была такая вспыш­ка, после кото­рой совер­шен­но пустое про­стран­ство и неко­то­рая пусто­та. Прак­ти­че­ски ника­ких пуб­ли­ка­ций, ни выста­вок, ни отзы­вов, ни про­даж. Я ника­ким обра­зом не хочу ска­зать, что это долж­но было бы про­изой­ти, но, мне кажет­ся, роль такой инсти­ту­ции как «Фото­Де­пар­та­мент» отча­сти и  в том, что­бы рабо­тать с про­дви­же­ни­ем моло­дых авто­ров, делать так, что­бы инфор­ма­ция рас­про­стра­ня­лась. А полу­ча­ет­ся, что фото­граф (это крайне субъ­ек­тив­ная пози­ция, как и все осталь­ное, о чем я здесь гово­рю) полу­ча­ет выстав­ку или, как сей­час, уча­стие в груп­по­вой выстав­ке —  и все. Ок, для него это может быть тол­чок и под­твер­жде­ние выбран­но­го пути. Да, супер. Но что даль­ше?

Может быть, я смот­рю с точ­ки зре­ния 2007 года, когда все это толь­ко начи­на­лось, но сей­час, мне кажет­ся, ситу­а­ция не силь­но отлич­на. Полу­ча­ет­ся, что фото­граф, сде­лав что-то в «Фото­Де­пар­та­мен­те», полу­ча­ет кате­го­ри­че­ски мало по срав­не­нию с тем, что он может полу­чить, съез­див на порт­фо­лио-ревю в ту же Бра­ти­сла­ву или Вену.

- Вам важ­ны побе­ды на фото­кон­кур­сах или вы и так зна­е­те, что дви­га­е­тесь в пра­виль­ном направ­ле­нии?

- Побе­ды на кон­кур­сах – это в боль­шой сте­пе­ни под­твер­жде­ние того, что здесь и сей­час ты сра­бо­тал в пра­виль­ном про­стран­стве, где ты вос­тре­бо­ван и пони­ма­ем. Это такая обрат­ная связь. И это необ­хо­ди­мо, конеч­но же.

- Вы амби­ци­оз­ны?

- Да. Но я страш­но ленив и мед­ле­нен там, где не нуж­но.

- Какое ваше самое боль­шое про­фес­си­о­наль­ное дости­же­ние на сего­дняш­ний момент?

- Навер­ное, пуб­ли­ка­ция в The Collectors Guide To Emerging Art Photography V.2.

Андрей Богуш. Untitled (20100819_141338), из серии Documentation of Pine Needles hanging on Spider Webs (Доку­мен­та­ция сос­но­вых иго­лок вися­щих на пау­ти­нах), 2010

- А чего хоте­ли бы в этом плане достичь?

- Я хочу пой­ти учить­ся в ака­де­мию искусств и полу­чить сте­пень маги­стра. Пока, навер­ное, это цель, а все осталь­ное лишь для раз­вле­че­ния. У меня есть ощу­ще­ние доста­точ­но узко­го про­стран­ства, в кото­ром я могу функ­ци­о­ни­ро­вать сей­час, поэто­му я вижу пол­но­цен­ное ака­де­ми­че­ское обра­зо­ва­ние как хоро­ший бэк­гра­унд, что­бы начать рабо­тать шире. Я чув­ствую жела­ние делать нега­тив­ные вещи, но ты их можешь делать в про­стран­стве сво­е­го пози­тив­но­го про­шло­го. К сожа­ле­нию, сей­час (или до это­го) мое про­шлое было ско­рее нега­тив­ным в инсти­ту­ци­он­ном смыс­ле. Что­бы что-то уни­что­жать, что-то кри­ти­ко­вать, надо быть на этой тер­ри­то­рии, как свой.

Если воз­вра­щать­ся к вопро­су о про­фес­си­о­наль­ных пла­нах, то это, конеч­но же, выстав­ки в PS1 и МоМа, Вене­ци­ан­ские биен­на­ле и про­чее – куда без это­го. Но это пока толь­ко дале­кие пла­ны, а насто­я­щее ско­ро­теч­но и сомни­тель­но.

- Каки­ми чело­ве­че­ски­ми каче­ства­ми и про­фес­си­о­наль­ны­ми навы­ка­ми дол­жен обла­дать фото­граф, что­бы быть сего­дня успеш­ным?

- Дол­жен ори­ен­ти­ро­вать­ся в поле, в кото­ром он хочет нахо­дить­ся. Навер­ное, это глав­ное. Необ­хо­дим ино­стран­ный язык, луч­ше иметь пароч­ку дру­зей с род­ным англий­ским. Готов­ность к ком­му­ни­ка­ции и отсле­жи­ва­нию всех воз­мож­но­стей. Что ты дела­ешь и как – это не важ­но. Глав­ное — най­ти и всту­пить в ком­му­ни­ка­цию с той сре­дой, в кото­рой тебя будут вос­при­ни­мать и в кото­рой ты будешь функ­ци­о­ни­ро­вать пра­виль­но: и  кон­цеп­ту­аль­но, и визу­аль­но.

- Как вы при­шли в фото­гра­фию?

- Я делал фото­гра­фии с пей­за­жа­ми или там город­ски­ми вида­ми на мами­ну мыль­ни­цу. Мне это нра­ви­лось, это нра­ви­лось моим зна­ко­мым и род­ствен­ни­кам. Потом было вре­мя, когда я сни­мал сокурс­ни­ков, им нра­ви­лось, что я делаю. Потом «Фото­Де­пар­та­мент». Для меня фото­гра­фия (или шире — искус­ство) – это такая соци­аль­ная прак­ти­ка, в кото­рой цель – понра­вить­ся. При этом тебе важ­но мне­ние опре­де­лен­ной груп­пы. Она диф­фе­рен­ци­ру­ет­ся или меня­ет­ся вме­сте с тобой. И если сна­ча­ла зри­тель – это, пред­по­ло­жим, дру­зья или род­ствен­ни­ки, то в ито­ге это круп­ные инсти­ту­ции, напри­мер, гале­реи или музеи. Это не все­гда так, разу­ме­ет­ся, но это то, куда стре­мит­ся автор, где он хочет суще­ство­вать.

Андрей Богуш. Untitled (20100826_141328), из серии Documentation of Pine Needles hanging on Spider Webs (Доку­мен­та­ция сос­но­вых иго­лок вися­щих на пау­ти­нах), 2010

- Если до это­го вы полу­чи­ли выс­шее обра­зо­ва­ние по дру­гой спе­ци­аль­но­сти, помог­ло ли оно в вашей сего­дняш­ней рабо­те?

- Я думаю, уче­ба на факуль­те­те пси­хо­ло­гии сфор­ми­ро­ва­ла мое пред­став­ле­ние о мире и неко­то­рые вари­ан­ты его пере­жи­ва­ния. Но, навер­ное, не боль­ше это­го. Хотя я не берусь тут ниче­го утвер­ждать, так как не ясно, что­бы бы было и где бы я был, если бы все пошло по-дру­го­му. Сей­час я пони­маю, что самый точ­ный и кор­рект­ный путь – это пол­но­цен­ное худо­же­ствен­ное обра­зо­ва­ние, кото­ро­го в Рос­сии, к сожа­ле­нию, нет и, похо­же, не пред­ви­дит­ся.

- Фото­гра­фия долж­на быть объ­ек­тив­ной или субъ­ек­тив­ной? У вас она какая?

- О, боги. Объ­ек­тив­ная фото­гра­фия — это фото­гра­фия через объ­ек­тив? В таком слу­чае у меня есть и такая, и такая.

- Вы сра­зу опре­де­ли­лись с жан­ром, в кото­ром хоти­те рабо­тать: репор­таж­ная, доку­мен­таль­ная, арт- фото­гра­фия?

- Сна­ча­ла, я опре­де­лил­ся, что совсем не выно­шу репор­таж и меня пуга­ет соци­аль­ная фото­гра­фия. Мне нра­ви­лись голые дети у Мохо­ре­ва и какие-то вещи Чежи­на. Мне нра­ви­лась петер­бург­ская чер­но-белая фото­гра­фия, я хотел быть ее частью. Но потом все нача­ло съез­жать боль­ше к меж­ду­на­род­ной фото­гра­фии, к дру­гим ори­ен­ти­рам. Я пытал­ся понять, что такое арт-фото­гра­фия, отве­тов не было, были какие-то пузы­ри в жур­на­ле «Фото&Видео» и на Photographer.ru. Мне кажет­ся, идея арт-фото­гра­фии в доста­точ­ной сте­пе­ни ста­ла ясна мне толь­ко год-пол­то­ра назад. Есть пре­крас­ная книж­ка, может быть, луч­шая и доступ­ная в сво­ем роде, кото­рую я всем сове­тую про­чи­тать: Charlotte Cotton «The Photograph as Contemporary Art» (new edition).

- Что дума­е­те насчет того, что эти жан­ры сего­дня — не про­сто нахо­дят­ся на сты­ке, но плав­но пере­те­ка­ют один в дру­гой? Это хоро­шо или пло­хо? В ваших рабо­тах это сме­ше­ние при­сут­ству­ет?

- Думаю, что это не сего­дня, а все­гда. Кит­че­вые и мас­со­вые жан­ры все вре­мя пыта­ют­ся ими­ти­ро­вать искус­ство, искус­ство, кри­ти­куя китч и дизайн, нещад­но исполь­зу­ет их. Я наде­юсь, что в моих рабо­тах это при­сут­ству­ет, и мне нра­вит­ся, когда мои про­ек­ты могут функ­ци­о­ни­ро­вать в раз­лич­ных, вро­де бы, несов­ме­сти­мых зонах. Нра­вить­ся моей маме, тем, кто на фли­к­ре, запад­ным кура­то­рам и себе – это в какой-то сте­пе­ни была моя зада­ча, когда я начи­нал рабо­тать с раду­га­ми.

- Созда­е­те ли вы муль­ти­ме­диа? Вас инте­ре­су­ет такая фор­ма пода­чи фото­гра­фии?

- Да, мне кажет­ся, это может быть забав­но и пошло. Обыч­но мне ста­но­вит­ся кате­го­ри­че­ски пло­хо от любых слайд­шоу или фото­гра­фий со зву­ком. Может быть, сто­ит этим занять­ся в бли­жай­шее вре­мя.

- Есть ли у вас тема или несколь­ко тем, кото­рые вас инте­ре­су­ют боль­ше дру­гих? Поче­му имен­но эти темы?

- Китч, мар­ки­ро­ва­ние про­стран­ства, опи­са­ние про­ек­тов, ико­но­клазм – это темы, о кото­рых я думаю, а объ­ект съем­ки — это слу­чай­ность во мно­гом. Сей­час меня инте­ре­су­ют игол­ки на пау­ти­нах. Пока была зима и вес­на, их не было. Сей­час сно­ва начи­на­ет­ся лето, и я готов­люсь отснять еще пару тысяч кад­ров, из кото­рых зимой буду отби­рать что-то под­хо­дя­щее.

- Что хоти­те ска­зать с помо­щью фото­гра­фии?

- Думаю, что ниче­го не хочу ска­зать. Может быть, помол­чать с помо­щью фото­гра­фии. В иде­аль­ном виде — это мол­ча­ли­вое «да» в голо­ве у зри­те­ля, и он ухо­дит смот­реть что-то даль­ше.

- Каким сво­им фото­про­ек­том гор­ди­тесь боль­ше все­го? Поче­му?

- Гор­жусь раду­га­ми, пото­му что они функ­ци­о­ни­ру­ют и уже год при­но­сят опре­де­лен­ные диви­ден­ды. С дру­гой сто­ро­ны, это может быть моя серия с игол­ка­ми на пау­ти­нах, пото­му что она мне не нра­вит­ся изна­чаль­но, она ниче­го не при­но­сит, может быть, она не функ­ци­о­ни­ру­ет пра­виль­но и, воз­мож­но, оттал­ки­ва­ет зри­те­ля, на нее уже потра­че­на и будет потра­че­на уйма вре­ме­ни. Мне нра­вит­ся вот эта бес­смыс­лен­ность рабо­ты, и, в неко­то­рой сте­пе­ни, я вижу свою даль­ней­шую цель в том, что­бы делать еще менее резуль­та­тив­ные про­ек­ты. Это как рожать нелю­би­мых детей или зани­мать­ся сек­сом с нелю­би­мым чело­ве­ком. Это пре­крас­ные момен­ты для рефлек­сии и отстра­нен­но­сти.

- За какую тему вы бы нико­гда не взя­лись?

- Навер­ное, за соци­аль­ные про­ек­ты, пото­му что эти изоб­ра­же­ния мгно­вен­но пре­вра­ща­ют­ся в про­па­ган­дист­скую маши­ну, и мне это непри­ят­но.

- Над чем сей­час рабо­та­е­те?

- Мы дела­ем сов­мест­ные про­ек­ты с фин­ской худож­ни­цей Сагой Вуо­ри­са­ло. Такие вещи, за кото­рые я бы не взял­ся один. То есть, это раз­дви­же­ние про­стран­ства дей­ствия со мно­же­ством экс­пе­ри­мен­тов. При этом мы посто­ян­но нахо­дим­ся в ком­му­ни­ка­ции, таким обра­зом, ока­зы­ва­ем­ся в зоне, срав­ни­тель­но неза­ви­си­мой от внеш­не­го зри­те­ля, что в общем-то здо­ро­во.

- О чем дав­но меч­та­е­те снять фото­и­сто­рию?

- Может быть, что-то неж­ное и гомо­эро­ти­че­ское, может быть, фэшн. Мне кажет­ся, это мог­ло бы быть инте­рес­но. Но пока я не вижу нуж­ных коор­ди­нат для это­го.

Интер­вью под­го­то­ви­ла Инга МЕЛЬНИКОВА

 

Андрей Богуш (родил­ся в 1987) — рос­сий­ский фото­граф, в насто­я­щее вре­мя живу­щий в Фин­лян­дии.

andreybogush.com

0 Comments

Leave a reply

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Сaptcha (антиспам-проверка) * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

Highslide for Wordpress Plugin