Молодая фотография

Дарья ТУМИНАС: Фотограф должен быть честным с самим собой и всегда вести внутренние раскопки

© Дарья Туминас. Проект “Иван и Луна”

— Что означает для вас статус “молодой фотограф”? Какие в этом плюсы и минусы?

— Само словосочетание «молодой фотограф» мне не очень понятно. Более того, я ни разу не слышала подобной формулировки нигде, кроме как в России. Есть распространенное на Западе понятие – «emerging photographer». Буквально – «появляющийся, возникающий» (в фотомире/ индустрии). То есть тот, кто как-то начинает проявлять себя в широком масштабе фотографического и арт- сообщества. Слово «молодой» несет в себе немного странный акцент, тянет разговор в сторону анкетных данных, а не профессионализма. Тем не менее, если просто говорить о возникающих новых именах… Плюс один – что-то свежее, перспективы, ожидания. Минусы – как-то не приходят в голову… Какие могут быть минусы, когда все карты на руках и только от тебя зависит, что будет дальше?

— Есть ли общие черты между сегодняшним поколением молодых российских фотографов? Они отличаются от европейских, американских, азиатских?

— Это вопрос про то, есть ли вообще какие-то яркие национальные черты у фотографии. Если взять любую страну, то фотографическая практика будет невероятно разнообразной, выявить что-то одно ключевое и общее, скорее всего, не удастся. Но всегда удивительным образом можно найти пару схожих идей, тенденций, объектов съемок, встречающихся в работах нескольких отдельно взятых фотографов. Статистически — процентов 20 от всего профессионального сообщества страны. Может ли быть подобная выборка достаточно репрезентативной, чтобы говорить о национальных чертах или школах? Вообще, это инетерсная тема и большая.

Российская же фотография меня редко вдохновляет (за исключением конкретных имен). Мы, увы, в каком-то смысле отстали. Не в смысле наличия талантов – они как раз есть. Просто совершенно несопоставимые культуры/индустрии/возможности. В Голландии, например, детей водят на специальные программы в фотомузеи, начиная с четырех лет. Как следствие – повальный интерес, понимание. Выращивание этой самой фотографии. Фонды, академии, музеи, журналы. Все банально. Сейчас я смотрю много голландской фотографии – и что ни автор, то свое, абсолютно оригинальное видение, внутренняя свобода.

— Чем можете объяснить тот факт, что большинство молодых фотографов сегодня — девушки?

— Готова обсуждать это, если будет конкретная статистика. Все время слышу это суждение, но оно больше похоже на коллективно поддерживаемый миф.

— Когда “молодой фотограф” становится “взрослым фотографом”? Или какое бы вы дали определение этому его новому состоянию?

— Интересно то, что понятия «взрослый фотограф» не существует. Просто в какой-то момент эпитет «молодой»/«emerging» отпадает. Когда? С определенным количеством выставок, наград, «проявлений себя». Pазделение на молодой-старый — это исключительно история про социальный статус. Ну и плюс нужно для понимания того, на какие конкурсы и гранты подавать заявки (все фонды обычно дают стипендии/награды двух типов – для professional и emerging photographers; собственно, каждый сам выбирает про себя, кто он). То есть эти наименования – элемент системы официального профессионализма. К тому, является ли человек фотографом в принципе, в душе, в чем-то главном, это не имеет никакого отношения.

 

— Победа в конкурсе “Молодая фотография” для вас была чем: первым успехом на профильном конкурсе, который убедил выбрать фотографию своей профессией, или просто очередным подтверждением того, что вы занимаетесь тем, чем надо?

— Это было очень приятно. Мне кажется, я сама не поняла, что произошло. Я комплексовала насчет картинок (да и сейчас считаю, что спешить не надо, лучше максимально критически подходить ко всему), но было важно осознать, что кому-то нравятся мои снимки: сама считала их учебными.

Дарья Туминас. Проект «Иван и Луна»

— Вам важны победы на фотоконкурсах или вы и так знаете, что двигаетесь в правильном направлении?

— Не вижу, как одно может противоречить другому. Победы важны для меня потому, что мне надо для обеспечения съемок найти финансироване. Мне кажется, никак эмоционально они ничего не меняют. Понимание, что ты делаешь все правильно (или нет), существует само по себе.

— Вы амбициозны?

— Да.

— Какое ваше самое большое профессиональное достижение на сегодняшний момент?

— Разработка следующего проекта. Интернатура в журнале Foam. Получение Lucie Foundation Scholarhip, победа в конкурсе Viewbook PhotoStory Competition, участие в Lodz Fotofestiwal.

— А чего хотели бы в этом плане достичь?

— Снять задуманный проект. Это на ближайший год-полтора. Хочется, чтобы всегда было, о чем говорить. Я на годы вперед не продумываю: есть, скорее, ощущение того, что может произойти, какие темы мне будут интересны. Пока они просто растут внутри, разогреваются, вызревают. В профессиональном плане – просто хочется быть более работоспособной, чем являюсь на данный момент.

Дарья Туминас. проект «Иван и луна»

 

— Какими человеческими качествами и профессиональными навыками должен обладать фотограф, чтобы быть сегодня успешным?

— Быть честным с самим собой. Вести внутренние раскопки. Уметь работать в рамках коллективых проектов. Но также и уметь уходить от коллектива. Рецептов быть не может – у каждого свой путь. Да и что такое «быть успешным»? С финансовой точки зрения? В каком конкретно сообществе? По принципу – сколько человек в этом мире знает твое имя? Очевидно же, что суть не в этом.

 

— Как вы пришли в фотографию?

— В какой-то момент отчетливо поняла, что мне нравится фотографировать (еще на какую-то пленочную мыльницу). Где-то в 21 год, точно не помню… Скопила денег, купила фотоаппарат. Начала что-то делать, сама не понимая, что именно. А дальше интерес начал расти.

— Если до этого вы получили высшее образование по другой специальности, помогло ли оно в вашей сегодняшней работе?

— Да. Я закончила специалистом, а потом и магистром программы «Литературоведение и фольклористика» филологического факультета СПбГУ. Тут даже не сказать – «помогло». Обучение полностью сформировало образ моего мышления, предметы моего интереса, ощущение ориентиров. За это все я в большей степени благодарна моим руководителям – Светлане Борисовне Адоньевой и Инне Сергеевне Веселовой, они очень меня всегда вдохновляли и вдохновляют.

— Фотография должна быть объективной или субъективной? У вас она какая?

— У меня она не задается этим вопросом.

— Вы сразу определились с жанром, в котором хотите работать: репортажная, документальная, арт- фотография?

— Нет, это в принципе долгий путь. Всегда с началом, желательно – без конца. Мотало от портретной съемки до репортажа. Но нельзя сказать, что жанр выбирается, как религия. Жанр не очень важен. Это не пункт назначения. Надеюсь, я никогда не ограничу себя чем-то одним.

— Что думаете насчет того, что эти жанры сегодня — не просто находятся на стыке, но плавно перетекают один в другой? Это хорошо или плохо? В ваших работах это смешение присутствует?

— Это обычная ситуация. Про это интересно думать и говорить, но, скорее, на конекретных примерах и не в рамках короткого интервью.

Дарья Туминас. проект «Иван и луна»

 

— Создаете ли вы мультимедиа? Вас интересует такая форма подачи фотографии?

— Мне интересно с теоретической точки зрения (советую посмотреть photo-stories.org/; ydocdb.org/ ). С практической – пока мне реализация проектов через мультимеиа не нужна. То, что и как я хочу сказать на данный момент, хочет бытовать в других формах.

— Есть ли у вас тема или несколько тем, которые вас интересуют больше других? Почему именно эти темы?

— Незаметный пласт жизни. Образуемый во многом посредством вербальных, нежели визуальных кодов. Легенды, мифы, ритуалы, страхи, практики, магия и прочее, что формирует ежедневное, будничное, привычное, одновременно им не являясь. Почему? Потому что все это невообразимо структурирует жизнь, идя вразрез с «разумным», делает личное коллективнм и наоборот заставляет терять и приобретать индивидуальность. В общем, является магнитом всего самого странного и интересного. Хочется попытаться понять, как это все можно сделать (или нет) визуальным.

Мальчики-тинейджеры. Я всегда их очень понимала, у меня с раннего детства всегда были мальчишки-друзья. Ну и далее по списку: материнский и сестренский инстинкты, невозможность быть самой юной и противоположной, любовь к простой логике и бросанию камушков по воде.

— Что хотите сказать с помощью фотографии?

— То, что, кроме меня, никто не сможет.

— Каким своим фотопроектом гордитесь больше всего? Почему?

— У меня нет гордости за проекты. Они просто то, что я делаю. Так же, как сплю, хожу, занимаюсь ерундой, готовлю, танцую сальсу и так далее. Это просто часть жизни, что-то, что мне физически приятно и что необходимо практиковать.

Дарья Туминас. проект «Иван и луна»

— За какую тему вы бы никогда не взялись?

— За предложенную извне.

— Над чем сейчас работаете?

— Над теоретическим дипломом. Снимаю сейчас достаточно фрагментарно и безыдейно. Готовлюсь к следующему году.

— О чем давно мечтаетe снять фотоисторию?

— Есть такие темы-мечты. Не одна. Но делиться ими заранее не очень хочется. Надеюсь, буду с ними работать.

 

Интервью подготовила Инга МЕЛЬНИКОВА

 

1 Comment

Leave a reply

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Сaptcha (антиспам-проверка) * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

Highslide for Wordpress Plugin