Молодая фотография

Дарья ТУМИНАС: Фотограф должен быть честным с самим собой и всегда вести внутренние раскопки

© Дарья Туминас. Проект “Иван и Луна”

- Что озна­ча­ет для вас ста­тус “моло­дой фото­граф”? Какие в этом плю­сы и мину­сы?

- Само сло­во­со­че­та­ние «моло­дой фото­граф» мне не очень понят­но. Более того, я ни разу не слы­ша­ла подоб­ной фор­му­ли­ров­ки нигде, кро­ме как в Рос­сии. Есть рас­про­стра­нен­ное на Запа­де поня­тие – «emerging photographer». Бук­валь­но – «появ­ля­ю­щий­ся, воз­ни­ка­ю­щий» (в фотомире/ инду­стрии). То есть тот, кто как-то начи­на­ет про­яв­лять себя в широ­ком мас­шта­бе фото­гра­фи­че­ско­го и арт- сооб­ще­ства. Сло­во «моло­дой» несет в себе немно­го стран­ный акцент, тянет раз­го­вор в сто­ро­ну анкет­ных дан­ных, а не про­фес­си­о­на­лиз­ма. Тем не менее, если про­сто гово­рить о воз­ни­ка­ю­щих новых име­нах… Плюс один – что-то све­жее, пер­спек­ти­вы, ожи­да­ния. Мину­сы – как-то не при­хо­дят в голо­ву… Какие могут быть мину­сы, когда все кар­ты на руках и толь­ко от тебя зави­сит, что будет даль­ше?

- Есть ли общие чер­ты меж­ду сего­дняш­ним поко­ле­ни­ем моло­дых рос­сий­ских фото­гра­фов? Они отли­ча­ют­ся от евро­пей­ских, аме­ри­кан­ских, ази­ат­ских?

- Это вопрос про то, есть ли вооб­ще какие-то яркие наци­о­наль­ные чер­ты у фото­гра­фии. Если взять любую стра­ну, то фото­гра­фи­че­ская прак­ти­ка будет неве­ро­ят­но раз­но­об­раз­ной, выявить что-то одно клю­че­вое и общее, ско­рее все­го, не удаст­ся. Но все­гда уди­ви­тель­ным обра­зом мож­но най­ти пару схо­жих идей, тен­ден­ций, объ­ек­тов съе­мок, встре­ча­ю­щих­ся в рабо­тах несколь­ких отдель­но взя­тых фото­гра­фов. Ста­ти­сти­че­ски — про­цен­тов 20 от все­го про­фес­си­о­наль­но­го сооб­ще­ства стра­ны. Может ли быть подоб­ная выбор­ка доста­точ­но репре­зен­та­тив­ной, что­бы гово­рить о наци­о­наль­ных чер­тах или шко­лах? Вооб­ще, это ине­терс­ная тема и боль­шая.

Рос­сий­ская же фото­гра­фия меня ред­ко вдох­нов­ля­ет (за исклю­че­ни­ем кон­крет­ных имен). Мы, увы, в каком-то смыс­ле отста­ли. Не в смыс­ле нали­чия талан­тов – они как раз есть. Про­сто совер­шен­но несо­по­ста­ви­мые культуры/индустрии/возможности. В Гол­лан­дии, напри­мер, детей водят на спе­ци­аль­ные про­грам­мы в фото­му­зеи, начи­ная с четы­рех лет. Как след­ствие – поваль­ный инте­рес, пони­ма­ние. Выра­щи­ва­ние этой самой фото­гра­фии. Фон­ды, ака­де­мии, музеи, жур­на­лы. Все баналь­но. Сей­час я смот­рю мно­го гол­ланд­ской фото­гра­фии – и что ни автор, то свое, абсо­лют­но ори­ги­наль­ное виде­ние, внут­рен­няя сво­бо­да.

- Чем може­те объ­яс­нить тот факт, что боль­шин­ство моло­дых фото­гра­фов сего­дня — девуш­ки?

- Гото­ва обсуж­дать это, если будет кон­крет­ная ста­ти­сти­ка. Все вре­мя слы­шу это суж­де­ние, но оно боль­ше похо­же на кол­лек­тив­но под­дер­жи­ва­е­мый миф.

- Когда “моло­дой фото­граф” ста­но­вит­ся “взрос­лым фото­гра­фом”? Или какое бы вы дали опре­де­ле­ние это­му его ново­му состо­я­нию?

- Инте­рес­но то, что поня­тия «взрос­лый фото­граф» не суще­ству­ет. Про­сто в какой-то момент эпи­тет «молодой»/«emerging» отпа­да­ет. Когда? С опре­де­лен­ным коли­че­ством выста­вок, наград, «про­яв­ле­ний себя». Pаз­де­ле­ние на моло­дой-ста­рый — это исклю­чи­тель­но исто­рия про соци­аль­ный ста­тус. Ну и плюс нуж­но для пони­ма­ния того, на какие кон­кур­сы и гран­ты пода­вать заяв­ки (все фон­ды обыч­но дают стипендии/награды двух типов – для professional и emerging photographers; соб­ствен­но, каж­дый сам выби­ра­ет про себя, кто он). То есть эти наиме­но­ва­ния – эле­мент систе­мы офи­ци­аль­но­го про­фес­си­о­на­лиз­ма. К тому, явля­ет­ся ли чело­век фото­гра­фом в прин­ци­пе, в душе, в чем-то глав­ном, это не име­ет ника­ко­го отно­ше­ния.

 

- Побе­да в кон­кур­се “Моло­дая фото­гра­фия” для вас была чем: пер­вым успе­хом на про­филь­ном кон­кур­се, кото­рый убе­дил выбрать фото­гра­фию сво­ей про­фес­си­ей, или про­сто оче­ред­ным под­твер­жде­ни­ем того, что вы зани­ма­е­тесь тем, чем надо?

- Это было очень при­ят­но. Мне кажет­ся, я сама не поня­ла, что про­изо­шло. Я ком­плек­со­ва­ла насчет кар­ти­нок (да и сей­час счи­таю, что спе­шить не надо, луч­ше мак­си­маль­но кри­ти­че­ски под­хо­дить ко все­му), но было важ­но осо­знать, что кому-то нра­вят­ся мои сним­ки: сама счи­та­ла их учеб­ны­ми.

Дарья Туми­нас. Про­ект “Иван и Луна”

- Вам важ­ны побе­ды на фото­кон­кур­сах или вы и так зна­е­те, что дви­га­е­тесь в пра­виль­ном направ­ле­нии?

- Не вижу, как одно может про­ти­во­ре­чить дру­го­му. Побе­ды важ­ны для меня пото­му, что мне надо для обес­пе­че­ния съе­мок най­ти финан­си­ро­ване. Мне кажет­ся, никак эмо­ци­о­наль­но они ниче­го не меня­ют. Пони­ма­ние, что ты дела­ешь все пра­виль­но (или нет), суще­ству­ет само по себе.

- Вы амби­ци­оз­ны?

- Да.

- Какое ваше самое боль­шое про­фес­си­о­наль­ное дости­же­ние на сего­дняш­ний момент?

- Раз­ра­бот­ка сле­ду­ю­ще­го про­ек­та. Интер­на­ту­ра в жур­на­ле Foam. Полу­че­ние Lucie Foundation Scholarhip, побе­да в кон­кур­се Viewbook PhotoStory Competition, уча­стие в Lodz Fotofestiwal.

- А чего хоте­ли бы в этом плане достичь?

- Снять заду­ман­ный про­ект. Это на бли­жай­ший год-пол­то­ра. Хочет­ся, что­бы все­гда было, о чем гово­рить. Я на годы впе­ред не про­ду­мы­ваю: есть, ско­рее, ощу­ще­ние того, что может про­изой­ти, какие темы мне будут инте­рес­ны. Пока они про­сто рас­тут внут­ри, разо­гре­ва­ют­ся, вызре­ва­ют. В про­фес­си­о­наль­ном плане – про­сто хочет­ся быть более рабо­то­спо­соб­ной, чем явля­юсь на дан­ный момент.

Дарья Туми­нас. про­ект “Иван и луна”

 

- Каки­ми чело­ве­че­ски­ми каче­ства­ми и про­фес­си­о­наль­ны­ми навы­ка­ми дол­жен обла­дать фото­граф, что­бы быть сего­дня успеш­ным?

- Быть чест­ным с самим собой. Вести внут­рен­ние рас­коп­ки. Уметь рабо­тать в рам­ках кол­лек­ти­вых про­ек­тов. Но так­же и уметь ухо­дить от кол­лек­ти­ва. Рецеп­тов быть не может – у каж­до­го свой путь. Да и что такое «быть успеш­ным»? С финан­со­вой точ­ки зре­ния? В каком кон­крет­но сооб­ще­стве? По прин­ци­пу – сколь­ко чело­век в этом мире зна­ет твое имя? Оче­вид­но же, что суть не в этом.

 

- Как вы при­шли в фото­гра­фию?

- В какой-то момент отчет­ли­во поня­ла, что мне нра­вит­ся фото­гра­фи­ро­вать (еще на какую-то пле­ноч­ную мыль­ни­цу). Где-то в 21 год, точ­но не пом­ню… Ско­пи­ла денег, купи­ла фото­ап­па­рат. Нача­ла что-то делать, сама не пони­мая, что имен­но. А даль­ше инте­рес начал рас­ти.

- Если до это­го вы полу­чи­ли выс­шее обра­зо­ва­ние по дру­гой спе­ци­аль­но­сти, помог­ло ли оно в вашей сего­дняш­ней рабо­те?

- Да. Я закон­чи­ла спе­ци­а­ли­стом, а потом и маги­стром про­грам­мы «Лите­ра­ту­ро­ве­де­ние и фольк­ло­ри­сти­ка» фило­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та СПб­ГУ. Тут даже не ска­зать – «помог­ло». Обу­че­ние пол­но­стью сфор­ми­ро­ва­ло образ мое­го мыш­ле­ния, пред­ме­ты мое­го инте­ре­са, ощу­ще­ние ори­ен­ти­ров. За это все я в боль­шей сте­пе­ни бла­го­дар­на моим руко­во­ди­те­лям – Свет­лане Бори­совне Адо­нье­вой и Инне Сер­ге­евне Весе­ло­вой, они очень меня все­гда вдох­нов­ля­ли и вдох­нов­ля­ют.

- Фото­гра­фия долж­на быть объ­ек­тив­ной или субъ­ек­тив­ной? У вас она какая?

- У меня она не зада­ет­ся этим вопро­сом.

- Вы сра­зу опре­де­ли­лись с жан­ром, в кото­ром хоти­те рабо­тать: репор­таж­ная, доку­мен­таль­ная, арт- фото­гра­фия?

- Нет, это в прин­ци­пе дол­гий путь. Все­гда с нача­лом, жела­тель­но – без кон­ца. Мота­ло от порт­рет­ной съем­ки до репор­та­жа. Но нель­зя ска­зать, что жанр выби­ра­ет­ся, как рели­гия. Жанр не очень важен. Это не пункт назна­че­ния. Наде­юсь, я нико­гда не огра­ни­чу себя чем-то одним.

- Что дума­е­те насчет того, что эти жан­ры сего­дня — не про­сто нахо­дят­ся на сты­ке, но плав­но пере­те­ка­ют один в дру­гой? Это хоро­шо или пло­хо? В ваших рабо­тах это сме­ше­ние при­сут­ству­ет?

- Это обыч­ная ситу­а­ция. Про это инте­рес­но думать и гово­рить, но, ско­рее, на коне­крет­ных при­ме­рах и не в рам­ках корот­ко­го интер­вью.

Дарья Туми­нас. про­ект “Иван и луна”

 

- Созда­е­те ли вы муль­ти­ме­диа? Вас инте­ре­су­ет такая фор­ма пода­чи фото­гра­фии?

- Мне инте­рес­но с тео­ре­ти­че­ской точ­ки зре­ния (сове­тую посмот­реть photo-stories.org/; ydocdb.org/ ). С прак­ти­че­ской – пока мне реа­ли­за­ция про­ек­тов через муль­ти­ме­иа не нуж­на. То, что и как я хочу ска­зать на дан­ный момент, хочет быто­вать в дру­гих фор­мах.

- Есть ли у вас тема или несколь­ко тем, кото­рые вас инте­ре­су­ют боль­ше дру­гих? Поче­му имен­но эти темы?

- Неза­мет­ный пласт жиз­ни. Обра­зу­е­мый во мно­гом посред­ством вер­баль­ных, неже­ли визу­аль­ных кодов. Леген­ды, мифы, риту­а­лы, стра­хи, прак­ти­ки, магия и про­чее, что фор­ми­ру­ет еже­днев­ное, буд­нич­ное, при­выч­ное, одно­вре­мен­но им не явля­ясь. Поче­му? Пото­му что все это нево­об­ра­зи­мо струк­ту­ри­ру­ет жизнь, идя враз­рез с «разум­ным», дела­ет лич­ное кол­лек­тив­нм и наобо­рот застав­ля­ет терять и при­об­ре­тать инди­ви­ду­аль­ность. В общем, явля­ет­ся маг­ни­том все­го само­го стран­но­го и инте­рес­но­го. Хочет­ся попы­тать­ся понять, как это все мож­но сде­лать (или нет) визу­аль­ным.

Маль­чи­ки-тиней­дже­ры. Я все­гда их очень пони­ма­ла, у меня с ран­не­го дет­ства все­гда были маль­чиш­ки-дру­зья. Ну и далее по спис­ку: мате­рин­ский и сест­рен­ский инстинк­ты, невоз­мож­ность быть самой юной и про­ти­во­по­лож­ной, любовь к про­стой логи­ке и бро­са­нию камуш­ков по воде.

- Что хоти­те ска­зать с помо­щью фото­гра­фии?

- То, что, кро­ме меня, никто не смо­жет.

- Каким сво­им фото­про­ек­том гор­ди­тесь боль­ше все­го? Поче­му?

- У меня нет гор­до­сти за про­ек­ты. Они про­сто то, что я делаю. Так же, как сплю, хожу, зани­ма­юсь ерун­дой, готов­лю, тан­цую саль­су и так далее. Это про­сто часть жиз­ни, что-то, что мне физи­че­ски при­ят­но и что необ­хо­ди­мо прак­ти­ко­вать.

Дарья Туми­нас. про­ект “Иван и луна”

- За какую тему вы бы нико­гда не взя­лись?

- За пред­ло­жен­ную извне.

- Над чем сей­час рабо­та­е­те?

- Над тео­ре­ти­че­ским дипло­мом. Сни­маю сей­час доста­точ­но фраг­мен­тар­но и безы­дей­но. Готов­люсь к сле­ду­ю­ще­му году.

- О чем дав­но меч­та­етe снять фото­и­сто­рию?

- Есть такие темы-меч­ты. Не одна. Но делить­ся ими зара­нее не очень хочет­ся. Наде­юсь, буду с ними рабо­тать.

 

Интер­вью под­го­то­ви­ла Инга МЕЛЬНИКОВА

 

1 Comment

Leave a reply

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Сaptcha (антиспам-проверка) * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

Highslide for Wordpress Plugin