Молодая фотография

Кирилл Савченков: Фотография помогает рассказать интересные мне вещи

© Кирилл Савченков

- Что озна­ча­ет для вас ста­тус “моло­дой фото­граф”? Какие в этом плю­сы и мину­сы?

- Не могу ска­зать, что это пря­мо ста­тус. Это ско­рее толь­ко воз­раст­ное опре­де­ле­ние. Плюс в том, что все еще пред­сто­ит. Мину­сы — в том, что моло­дых мало кто серьез­но вос­при­ни­ма­ет и мало кто хочет зани­мать­ся таки­ми авто­ра­ми.

- Есть ли общие чер­ты меж­ду сего­дняш­ним поко­ле­ни­ем моло­дых рос­сий­ских фото­гра­фов? Они отли­ча­ют­ся от евро­пей­ских, аме­ри­кан­ских, ази­ат­ских?

- На самом деле все мы раз­ные по язы­ку в фото­гра­фии. А вот круг тем и про­блем, о кото­рых гово­рим, не совсем диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ный. Общее в том, что мы вырос­ли в одной стране, кото­рая име­ет свою спе­ци­фи­ку. Отли­чия от фор­маль­ных тен­ден­ций в Аме­ри­ке, Евро­пе и Азии – незна­чи­тель­ны: мы вырос­ли в гло­баль­ном мире. Напри­мер, в Испа­нии, Фин­лян­дии, Индии, Аме­ри­ке и Рос­сии най­дут­ся авто­ры, рабо­та­ю­щие в язы­ко­вой тен­ден­ции Петер­ше­на. Я думаю, рос­сий­ских фото­гра­фов от запад­ных мож­но отли­чить толь­ко по кос­вен­ным при­зна­кам. Лите­ра­тур­ность повест­во­ва­ния ино­гда отли­ча­ет. Мы боль­ше нация сло­ва, чем визу­аль­но­го. Но не могу ска­зать, что это пра­ви­ло: все­гда есть исклю­че­ния.

Кирилл Савчен­ков

- Чем може­те объ­яс­нить тот факт, что боль­шин­ство моло­дых фото­гра­фов сего­дня — девуш­ки?

- Это опре­де­лен­но цен­но­стя­ми соци­у­ма. Парень в совре­мен­ных усло­ви­ях не все­гда может себе поз­во­лить быть худож­ни­ком: надо рабо­тать, полу­чать день­ги. Одним сло­вом — ста­тус. Роди­те­ли, зада­вая вопрос: “А что ты делать будешь? Как день­ги зара­ба­ты­вать?”, ждут кон­крет­ный ответ. Может, от девуш­ки ожи­да­ют, что рано или позд­но она вый­дет замуж и с нее в какой-то сте­пе­ни взят­ки глад­ки. А парень — это все-таки мужик, кото­рый дол­жен реа­ли­зо­вать свой лайф-про­ект «дом, дети и дача с дере­вом». И как-то не вяжет­ся в голо­ве роди­те­лей тако­го пар­ня, что созда­ние визу­аль­но­го искус­ства сов­ме­сти­мо с реа­ли­за­ци­ей тако­го лайф-про­ек­та. Поэто­му ребя­та чаще остав­ля­ют фото­гра­фию в виде хоб­би. Если парень гово­рит, что он фото­граф, то часто сра­зу попа­да­ет под кли­ше: мол, он либо папа­рац­ци, либо “голых баб сни­ма­ет”, если пове­зет, ино­гда под кли­ше “репор­тер” попа­да­ет. Так что быть пар­ню фото­гра­фом — это как-то несе­рьез­но. Такое нера­вен­ство есть у нас в цен­но­стях, тако­вы рос­сий­ские иде­а­лы. Вопрос “как жить?”, а не “зачем?” сто­ит реб­ром в обще­стве. На фоне феми­низ­ма, жела­ния попро­бо­вать себя в чем-то новом, несе­рьез­но­сти для ребят быть “маль­чи­ком с фоти­ком на сва­дьбе” и созда­ло «жен­скую вол­ну в фото­гра­фии». Это нор­маль­но для наше­го совре­мен­но­го обще­ства, в кото­ром ко все­му про­че­му жен­щин про­сто ста­ти­сти­че­ски боль­ше.

- Когда “моло­дой фото­граф” ста­но­вит­ся “взрос­лым фото­гра­фом”? Или какое бы вы дали опре­де­ле­ние это­му его ново­му состо­я­нию?

- Фор­маль­но на кон­кур­сах для кате­го­рии “моло­дой худож­ник” есть воз­раст­ное огра­ни­че­ние до 35 лет. Если гово­рить вооб­ще, то есть при­ме­ры моло­дых авто­ров, кото­рые сде­ла­ли серьез­ную карье­ру до 35, их мож­но назвать “взрос­лы­ми фото­гра­фа­ми”. Как и вез­де — пра­ви­ла имею исклю­че­ния.

Кирилл Савчен­ков

 

- Побе­да в кон­кур­се “Моло­дая фото­гра­фия” для вас была чем: пер­вым успе­хом на про­филь­ном кон­кур­се, кото­рый убе­дил выбрать фото­гра­фию сво­ей про­фес­си­ей, или про­сто оче­ред­ным под­твер­жде­ни­ем того, что вы зани­ма­е­тесь тем, чем надо?

- Ско­рее вто­рое. Но, могу ска­зать, что это было очень важ­ным под­твер­жде­ни­ем.

- Вам важ­ны побе­ды на фото­кон­кур­сах или вы и так зна­е­те, что дви­га­е­тесь в пра­виль­ном направ­ле­нии?

- Любой опыт важен: и побе­ды, и пора­же­ния. А уве­рен­ность в пра­виль­но­сти пути ско­рее от харак­те­ра зави­сит.
- Вы амби­ци­оз­ны?

- Ско­рее да, чем нет. Но это не все­гда хоро­шо.

- Какое ваше самое боль­шое про­фес­си­о­наль­ное дости­же­ние на сего­дняш­ний момент?

- Пер­со­наль­ная выстав­ка в «Фото­Де­пар­та­мен­те», побе­ды в кон­кур­сах “Моло­дая фото­гра­фия” и “Сереб­рен­ная каме­ра”. Эти дости­же­ния для меня рав­но­цен­ны.

- А чего хоте­ли бы в этом плане достичь?

- Кон­крет­ных пла­нов нет, все при­хо­дит с опы­том. Мне важ­нее дове­сти до кон­ца нача­тые про­ек­ты и, по воз­мож­но­сти, репре­зен­то­вать их.

- Каки­ми чело­ве­че­ски­ми каче­ства­ми и про­фес­си­о­наль­ны­ми навы­ка­ми дол­жен обла­дать фото­граф, что­бы быть сего­дня успеш­ным?

- Душев­ны­ми сила­ми, харак­те­ром, эру­ди­ци­ей и при­род­ным любо­пыт­ством. Ну и, конеч­но, иметь идею для рабо­ты. Плюс надо уметь ком­му­ни­ци­ро­вать с людь­ми.

- Как вы при­шли в фото­гра­фию?

- Увлек­ся фото­гра­фи­ей, когда катал­ся актив­но на скейт­бор­де: дру­зья про­си­ли снять трюк на фото.

Кирилл Савчен­ков

 

- Если до это­го вы полу­чи­ли выс­шее обра­зо­ва­ние по дру­гой спе­ци­аль­но­сти, помог­ло ли оно в вашей сего­дняш­ней рабо­те?

- Я учил­ся на радио-физи­ка, закон­чил в 2009 году. Инже­нер­ное обра­зо­ва­ние сфор­ми­ро­ва­ло ана­ли­ти­че­ский склад ума и дало тех­ни­че­ское зна­ние. Это, конеч­но, отра­жа­ет­ся на рабо­те.

- Фото­гра­фия долж­на быть объ­ек­тив­ной или субъ­ек­тив­ной? У вас она какая?

- В любом слу­чае фото­гра­фия субъ­ек­тив­на и мани­пу­ля­тив­на, как бы мы ни хоте­ли быть объ­ек­тив­ны­ми.

- Вы сра­зу опре­де­ли­лись с жан­ром, в кото­ром хоти­те рабо­тать: репор­таж­ная, доку­мен­таль­ная, арт- фото­гра­фия?

- Нет. Сна­ча­ла я сни­мал скейт­борд-куль­ту­ру. Это была, ско­рее, реклам­ная фото­гра­фия. Потом стал сни­мать доку­мен­та­ли­сти­ку. Сей­час, я бы ска­зал, что про­сто исполь­зую фото­гра­фию для про­ек­тов. Не важ­но, какую при­ро­ду она име­ет: доку­мен­таль­ную или поста­но­воч­ную.

- Что дума­е­те насчет того, что эти жан­ры сего­дня — не про­сто нахо­дят­ся на сты­ке, но плав­но пере­те­ка­ют один в дру­гой? Это хоро­шо или пло­хо? В ваших рабо­тах это сме­ше­ние при­сут­ству­ет?

- Да, при­сут­ству­ет. Не знаю, хоро­шо это или пло­хо. Это про­сто дан­ность, обу­слов­лен­ная состо­я­ни­ем визу­аль­ных искусств. Доку­мен­та­ли­сты исполь­зу­ют прак­ти­ки совре­мен­но­го искус­ства. Совре­мен­ное искус­ство рабо­та­ет над тема­ми, кото­рые рань­ше были свой­ствен­ны фото­гра­фи­ям доку­мен­та­ли­стов и репор­таж­ных фото­гра­фов. Порой совре­мен­ное искус­ство луч­ше рас­кры­ва­ет соци­аль­ную про­бле­му, чем доку­мен­та­ли­сти­ка.

- Созда­е­те ли вы муль­ти­ме­диа? Вас инте­ре­су­ет такая фор­ма пода­чи фото­гра­фии?

- Без­услов­но, инте­ре­су­ет. Но мне инте­рес­но более широ­кое пони­ма­ние это­го сло­ва. Я думаю, муль­ти­ме­диа — это не толь­ко слайд-шоу фото­гра­фий со зву­ком и видео или толь­ко сайт. Это более широ­кое поня­тие в усло­ви­ях тоталь­но­сти интер­не­та.

- Есть ли у вас тема или несколь­ко тем, кото­рые вас инте­ре­су­ют боль­ше дру­гих? Поче­му имен­но эти темы?

- Мне инте­рес­но иссле­до­ва­ние окра­ин горо­да, их при­ро­ду и струк­ту­ру. Боль­шая часть соци­аль­но-актив­но­го насе­ле­ния горо­да живет в спаль­ных рай­о­нах боль­ших горо­дов. Моло­дежь отту­да пока­за­тель­на в плане соци­аль­ных про­цес­сов, кото­рые повли­я­ют в ско­ром вре­ме­ни на ситу­а­цию в обще­стве.

- Что хоти­те ска­зать с помо­щью фото­гра­фии?

- Гово­рить мож­но не толь­ко с помо­щью фото­гра­фии. Фото­гра­фия не спо­соб­на пере­дать все. Я бы ска­зал, что фото­гра­фия помо­га­ет рас­ска­зать инте­рес­ные мне вещи. Но в про­цес­се рабо­ты с фото­гра­фи­ей и струк­ту­рой повест­во­ва­ния в про­ек­те, есть воз­мож­ность само­му луч­ше понять себя и ту тему, над кото­рой рабо­та­ешь. Рас­кры­вая тему, ты не толь­ко зани­ма­ешь­ся пере­да­чей, но и более глу­бо­ким позна­ни­ем.

- Каким сво­им фото­про­ек­том гор­ди­тесь боль­ше все­го? Поче­му?

- У меня их не так мно­го. Ско­рее все­го, мне боль­ше все­го важ­ны фото­гра­фии про отно­ше­ния с моей девуш­кой. Они появи­лись есте­ствен­но, в резуль­та­те про­жи­то­го мной пери­о­да. Но цен­ны они не изоб­ра­же­ни­ем или тем, как я их сло­жил. Важ­но то, что я в себе ощу­щал и осмыс­лил — цен­но само пере­жи­тое. Эти фото­гра­фии вряд ли я пока­жу в бли­жай­шее вре­мя.

- За какую тему вы бы нико­гда не взя­лись?

- За эро­ти­ку для «Плей­боя».

- Над чем сей­час рабо­та­е­те?

-Над про­ек­том о соци­аль­ной энтро­пии в спаль­ных рай­о­нах горо­да.

- О чем дав­но меч­та­ет снять фото­и­сто­рию?

- Навер­но, о состо­я­ни­ях во сне и поте­рян­но­сти эго­и­ста.

 

Интер­вью под­го­то­ви­ла Инга МЕЛЬНИКОВА

0 Comments

Leave a reply

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Сaptcha (антиспам-проверка) * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

Highslide for Wordpress Plugin