Молодая фотография

Марго ОВЧАРЕНКО: Фотограф – рок-звезда нового века

© Марго Овчаренко. Hermitage

- Что озна­ча­ет для вас ста­тус “моло­дой фото­граф”? Какие в этом плю­сы и мину­сы?

- То, что моло­до­му про­ща­ют ошиб­ки, это все­гда плюс. То, что при­хо­дит­ся часто идти на кон­фликт или раз­ры­вать отно­ше­ния с преды­ду­щим поко­ле­ни­ем, это все­гда минус: это мораль­но тяже­ло.

- Есть ли общие чер­ты меж­ду сего­дняш­ним поко­ле­ни­ем моло­дых рос­сий­ских фото­гра­фов? Они отли­ча­ют­ся от евро­пей­ских, аме­ри­кан­ских, ази­ат­ских?

- Отли­ча­ет­ся мас­штаб под­держ­ки и пони­ма­ние про­цес­са. В рос­сий­ских фото­шко­лах учат быть гени­ем, учат думать, но не учат рабо­тать. Будучи сту­ден­том в Рос­сии, мне было непо­нят­но, насколь­ко слож­но снять фото­се­рию, какой это на самом деле неве­ро­ят­но энер­го­за­трат­ный про­цесс, что вооб­ще зна­чит пре- и пост­про­дакшн. Неяс­но было, как обой­тись малой кро­вью и не про­во­дить бес­сон­ные ночи, когда кура­то­ры ста­вят тебе дед­лайн в пять дней, что­бы при­слать про­ект для выстав­ки. К тому же в стра­нах, где под­держ­ка фото­гра­фов со сто­ро­ны госу­дар­ства суще­ству­ет в гораз­до боль­шем мас­шта­бе, чем в Рос­сии, нет такой спеш­ки: ста­нов­ле­ние тебя как авто­ра зани­ма­ет не 3–5 лет, а 8–10. Там нет тако­го, что либо пан, либо про­пал: мол, если ты не звез­да в 25 лет, будь добр ищи нор­маль­ную рабо­ту, кор­ми детей и поку­пай квар­ти­ру на окра­ине в ипо­те­ку.

Мар­го Овча­рен­ко. Hermitage

- Чем може­те объ­яс­нить тот факт, что боль­шин­ство моло­дых фото­гра­фов сего­дня — девуш­ки?

- На каком-то эта­пе, быть может, это и выгля­дит так, пото­му что девуш­ки при­леж­нее учат­ся. И, конеч­но, вли­я­ет либе­ра­ли­за­ция про­фес­си­о­наль­но­го обо­ру­до­ва­ния: теперь оно про­ще, дешев­ле, есте­ствен­нее. А в общем ген­дер­ные про­пор­ции в фото­со­об­ще­стве рав­ны.

- Когда “моло­дой фото­граф” ста­но­вит­ся “взрос­лым фото­гра­фом”?

- Когда у него появ­ля­ют­ся день­ги пла­тить асси­стен­ту за неком­мер­че­скую съем­ку или когда к нему люди про­сят­ся в асси­стен­ты про­сто пото­му, что он и его рабо­ты им инте­рес­ны.

- Побе­да в кон­кур­се “Моло­дая фото­гра­фия” для вас была чем: пер­вым успе­хом на про­филь­ном кон­кур­се, кото­рый убе­дил выбрать фото­гра­фию сво­ей про­фес­си­ей, или про­сто оче­ред­ным под­твер­жде­ни­ем того, что вы зани­ма­е­тесь тем, чем надо?

- Это была самая важ­ная выстав­ка: после нее я пошла учить­ся и реши­ла не бро­сать фото­гра­фию, кото­рая до это­го каза­лась бес­по­лез­ным раз­вле­че­ни­ем.

Мар­го Овча­рен­ко. Hermitage

- Вам важ­ны побе­ды на фото­кон­кур­сах или вы и так зна­е­те, что дви­га­е­тесь в пра­виль­ном направ­ле­нии?

- Кон­кур­сы быва­ют раз­ные. Есть те, после кото­рых тебе дают дипло­м­чик с золо­той печа­тью, кото­рый в луч­шем слу­чае будет на даче у роди­те­лей пылить­ся. А есть такие кон­кур­сы, в кото­рых ты наби­ра­ешь­ся опы­та, напри­мер, в про­из­вод­стве выстав­ки или книж­ки, или про­сто обща­ешь­ся с гра­мот­ны­ми кри­ти­ка­ми и кура­то­ра­ми. Такие побе­ды – бес­цен­ны: ради них ты не спишь ноча­ми и носишь на сво­их пле­чах 15 кг тех­ни­ки.

- Вы амби­ци­оз­ны?

- Фото­граф — рок-звез­да ново­го века. Так что да, конеч­но.

- Какое ваше самое боль­шое про­фес­си­о­наль­ное дости­же­ние на сего­дняш­ний момент?

- Самый пер­вый и инте­рес­ный опыт был в груп­по­вой выстав­ке re:generation, пер­вая рабо­та с ино­стран­ным музе­ем, кни­го­из­да­те­лем и встре­ча 80 чело­век, сту­ден­тов и недав­них выпуск­ни­ков, с кото­ры­ми было бес­ко­неч­но инте­рес­но раз­го­ва­ри­вать. Самая ста­тус­ная исто­рия, при­клю­чив­ша­я­ся со мной на сего­дняш­ний момент, это уча­стие в Нью-Йорк­ском фото­фе­сти­ва­ле: я была на одной пло­щад­ке с Olivia Arthur, Mikhael Subotzky, Richard Mosse. Годо­вая рези­ден­ция «Фаб­ри­ка» при под­держ­ки Бенет­тон и груп­по­вая выстав­ка с Antoine D‘Agata и Jacob Aue Sobol в Пари­же тоже были очень хоро­ши­ми для мое­го CV. Но, по мое­му глу­бо­ко­му убеж­де­нию, гор­дить­ся чем-то мож­но, когда уже достиг сво­е­го потол­ка, под конец сво­ей твор­че­ской карье­ры. Так что, думаю, луч­шее у меня еще впе­ре­ди.

- А чего хоти­те достичь?

- Через 15 лет ездить по раз­ным стра­нам с мастер-клас­са­ми и иметь неогра­ни­чен­ный доступ к едва совер­шен­но­лет­ним смаз­ли­вым сту­ден­там.

- Каки­ми чело­ве­че­ски­ми каче­ства­ми и про­фес­си­о­наль­ны­ми навы­ка­ми дол­жен обла­дать фото­граф, что­бы быть сего­дня успеш­ным?

- Он дол­жен быть тру­до­го­ли­ком, до невоз­мож­но­го пре­де­ла скон­цен­три­ро­ван­ным на сво­ей рабо­те. При этом он не дол­жен вое­вать с ина­ко­мыс­ля­щи­ми, а так­же не зави­до­вать им. Есть китай­скую еду и уметь отклю­чать­ся от интер­не­та.

- Как вы при­шли в фото­гра­фию?

- Будучи тиней­дже­ром хоте­ла петь в груп­пе, но ни голо­са, ни слу­ха не было.
- Если до это­го вы полу­чи­ли выс­шее обра­зо­ва­ние по дру­гой спе­ци­аль­но­сти, помог­ло ли оно в вашей сего­дняш­ней рабо­те?

- Я юрист по обра­зо­ва­нию, и это мне помо­га­ет. Нако­нец могу подать доку­мен­ты в маги­стра­ту­ру по фото­гра­фии, чему, напри­мер, широ­ко извест­ная в узких кру­гах рос­сий­ская фото­шко­ла меня не научи­ла.
- Фото­гра­фия долж­на быть объ­ек­тив­ной или субъ­ек­тив­ной? У вас она какая?

- Если чест­но, счи­таю оба эти тер­ми­на немно­го нечест­ны­ми. Ни та, ни дру­гая сто­ро­на не дости­жи­ма. Дру­гой вопрос, к чему ты стре­мишь­ся: пре­об­ра­зо­вы­вать реаль­ность, как тебе хочет­ся, или ста­рать­ся все сохра­нить. Моя фото­гра­фия, как на самой заре доку­мен­таль­ной фото­гра­фии, — это вос­со­зда­ние уви­ден­но­го в реаль­но­сти.

Мар­го Овча­рен­ко. Hermitage

- Вы сра­зу опре­де­ли­лись с жан­ром, в кото­ром хоти­те рабо­тать: репор­таж­ная, доку­мен­таль­ная, арт- фото­гра­фия?

- Нет, я и сей­час где-то меж­ду ними. Хотя — вру: репор­таж я вооб­ще не в состо­я­нии снять.

- Что дума­е­те насчет того, что эти жан­ры сего­дня — не про­сто нахо­дят­ся на сты­ке, но плав­но пере­те­ка­ют один в дру­гой? Это хоро­шо или пло­хо? В ваших рабо­тах это сме­ше­ние при­сут­ству­ет?

- В послед­нее вре­мя мне начи­на­ет казать­ся, что чистый стиль — это выдум­ка искус­ство­ве­дов, а все все­гда было так, как есть сей­час: хоро­шая фото­гра­фия и пло­хая фото­гра­фия.

- Созда­е­те ли вы муль­ти­ме­диа? Вас инте­ре­су­ет такая фор­ма пода­чи фото­гра­фии?

- Мне кажет­ся, это самое неудач­ное послед­ствие доступ­но­сти циф­ро­во­го века. Ну то есть для жур­на­лист­кой исто­рии это, может быть, и непло­хо. Но фото­граф — не режис­сер: гра­мот­но все снять и потом соеди­нить почти нико­гда не уда­ет­ся. Да и сам жанр этот — для лени­во­го зри­те­ля, что ли.

- Есть ли у вас тема или несколь­ко тем, кото­рые вас инте­ре­су­ют боль­ше дру­гих? Поче­му имен­но эти темы?

- Секс и наси­лие как отра­же­ние жиз­ни инди­ви­ду­у­ма в обще­стве, кото­рое на него так или ина­че вли­я­ет. Культ веч­ной моло­до­сти и кра­со­ты. А так­же экзи­стен­ци­аль­но­го рода пере­жи­ва­ния, свя­зан­ные с эти­ми тема­ми.

- Что хоти­те ска­зать с помо­щью фото­гра­фии?

- Мне кажет­ся, что важ­но задать пра­виль­ный вопрос, а не дать ответ.

- Каким сво­им фото­про­ек­том гор­ди­тесь боль­ше все­го? Поче­му?

- Тем, кото­рый еще не сня­ла: он еще может быть таким, каким сто­ит гор­дить­ся.

- За какую тему вы бы нико­гда не взя­лись?

- Вой­на, нар­ко­ма­ния. Еще нико­гда не ста­ла бы гру­бо высме­и­вать чью-либо пози­цию.

- Над чем сей­час рабо­та­е­те?

- Сни­маю фото­про­ект о жен­ской сла­бо­сти, пор­но, сек­су­аль­но­сти, выра­жен­ной через кол­лек­тив­ное тело. С подру­гой-режис­се­ром заду­ма­ли так­же снять кино, рас­кры­ва­ю­щее эти темы в дру­гой плос­ко­сти. Будет такой двой­ной про­ект.

- О чем дав­но меч­та­ет снять фото­и­сто­рию?

- О непри­ем­ле­мых в обще­стве сек­су­аль­ных деви­а­ци­ях. При­чем настоль­ко глу­бо­ких, что они оди­на­ко­во непри­ем­ле­мы в любом обще­стве, не зави­си­мо от уров­ня толе­рант­но­сти и суще­ству­ю­щих кон­фес­сий.

 

Интер­вью под­го­то­ви­ла Инга МЕЛЬНИКОВА

 

1 Comment

Leave a reply

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Сaptcha (антиспам-проверка) * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

Highslide for Wordpress Plugin