- Что означает для вас статус “молодой фотограф”? Какие в этом плюсы и минусы?
- То, что молодому прощают ошибки, это всегда плюс. То, что приходится часто идти на конфликт или разрывать отношения с предыдущим поколением, это всегда минус: это морально тяжело.
- Есть ли общие черты между сегодняшним поколением молодых российских фотографов? Они отличаются от европейских, американских, азиатских?
- Отличается масштаб поддержки и понимание процесса. В российских фотошколах учат быть гением, учат думать, но не учат работать. Будучи студентом в России, мне было непонятно, насколько сложно снять фотосерию, какой это на самом деле невероятно энергозатратный процесс, что вообще значит пре- и постпродакшн. Неясно было, как обойтись малой кровью и не проводить бессонные ночи, когда кураторы ставят тебе дедлайн в пять дней, чтобы прислать проект для выставки. К тому же в странах, где поддержка фотографов со стороны государства существует в гораздо большем масштабе, чем в России, нет такой спешки: становление тебя как автора занимает не 3–5 лет, а 8–10. Там нет такого, что либо пан, либо пропал: мол, если ты не звезда в 25 лет, будь добр ищи нормальную работу, корми детей и покупай квартиру на окраине в ипотеку.

Марго Овчаренко. Hermitage
- Чем можете объяснить тот факт, что большинство молодых фотографов сегодня — девушки?
- На каком-то этапе, быть может, это и выглядит так, потому что девушки прилежнее учатся. И, конечно, влияет либерализация профессионального оборудования: теперь оно проще, дешевле, естественнее. А в общем гендерные пропорции в фотосообществе равны.
- Когда “молодой фотограф” становится “взрослым фотографом”?
- Когда у него появляются деньги платить ассистенту за некоммерческую съемку или когда к нему люди просятся в ассистенты просто потому, что он и его работы им интересны.
- Победа в конкурсе “Молодая фотография” для вас была чем: первым успехом на профильном конкурсе, который убедил выбрать фотографию своей профессией, или просто очередным подтверждением того, что вы занимаетесь тем, чем надо?
- Это была самая важная выставка: после нее я пошла учиться и решила не бросать фотографию, которая до этого казалась бесполезным развлечением.

Марго Овчаренко. Hermitage
- Вам важны победы на фотоконкурсах или вы и так знаете, что двигаетесь в правильном направлении?
- Конкурсы бывают разные. Есть те, после которых тебе дают дипломчик с золотой печатью, который в лучшем случае будет на даче у родителей пылиться. А есть такие конкурсы, в которых ты набираешься опыта, например, в производстве выставки или книжки, или просто общаешься с грамотными критиками и кураторами. Такие победы – бесценны: ради них ты не спишь ночами и носишь на своих плечах 15 кг техники.
- Вы амбициозны?
- Фотограф — рок-звезда нового века. Так что да, конечно.
- Какое ваше самое большое профессиональное достижение на сегодняшний момент?
- Самый первый и интересный опыт был в групповой выставке re:generation, первая работа с иностранным музеем, книгоиздателем и встреча 80 человек, студентов и недавних выпускников, с которыми было бесконечно интересно разговаривать. Самая статусная история, приключившаяся со мной на сегодняшний момент, это участие в Нью-Йоркском фотофестивале: я была на одной площадке с Olivia Arthur, Mikhael Subotzky, Richard Mosse. Годовая резиденция «Фабрика» при поддержки Бенеттон и групповая выставка с Antoine D‘Agata и Jacob Aue Sobol в Париже тоже были очень хорошими для моего CV. Но, по моему глубокому убеждению, гордиться чем-то можно, когда уже достиг своего потолка, под конец своей творческой карьеры. Так что, думаю, лучшее у меня еще впереди.
- А чего хотите достичь?
- Через 15 лет ездить по разным странам с мастер-классами и иметь неограниченный доступ к едва совершеннолетним смазливым студентам.
- Какими человеческими качествами и профессиональными навыками должен обладать фотограф, чтобы быть сегодня успешным?
- Он должен быть трудоголиком, до невозможного предела сконцентрированным на своей работе. При этом он не должен воевать с инакомыслящими, а также не завидовать им. Есть китайскую еду и уметь отключаться от интернета.
- Как вы пришли в фотографию?
- Будучи тинейджером хотела петь в группе, но ни голоса, ни слуха не было.
- Если до этого вы получили высшее образование по другой специальности, помогло ли оно в вашей сегодняшней работе?
- Я юрист по образованию, и это мне помогает. Наконец могу подать документы в магистратуру по фотографии, чему, например, широко известная в узких кругах российская фотошкола меня не научила.
- Фотография должна быть объективной или субъективной? У вас она какая?
- Если честно, считаю оба эти термина немного нечестными. Ни та, ни другая сторона не достижима. Другой вопрос, к чему ты стремишься: преобразовывать реальность, как тебе хочется, или стараться все сохранить. Моя фотография, как на самой заре документальной фотографии, — это воссоздание увиденного в реальности.

Марго Овчаренко. Hermitage
- Вы сразу определились с жанром, в котором хотите работать: репортажная, документальная, арт- фотография?
- Нет, я и сейчас где-то между ними. Хотя — вру: репортаж я вообще не в состоянии снять.
- Что думаете насчет того, что эти жанры сегодня — не просто находятся на стыке, но плавно перетекают один в другой? Это хорошо или плохо? В ваших работах это смешение присутствует?
- В последнее время мне начинает казаться, что чистый стиль — это выдумка искусствоведов, а все всегда было так, как есть сейчас: хорошая фотография и плохая фотография.
- Создаете ли вы мультимедиа? Вас интересует такая форма подачи фотографии?
- Мне кажется, это самое неудачное последствие доступности цифрового века. Ну то есть для журналисткой истории это, может быть, и неплохо. Но фотограф — не режиссер: грамотно все снять и потом соединить почти никогда не удается. Да и сам жанр этот — для ленивого зрителя, что ли.
- Есть ли у вас тема или несколько тем, которые вас интересуют больше других? Почему именно эти темы?
- Секс и насилие как отражение жизни индивидуума в обществе, которое на него так или иначе влияет. Культ вечной молодости и красоты. А также экзистенциального рода переживания, связанные с этими темами.
- Что хотите сказать с помощью фотографии?
- Мне кажется, что важно задать правильный вопрос, а не дать ответ.
- Каким своим фотопроектом гордитесь больше всего? Почему?
- Тем, который еще не сняла: он еще может быть таким, каким стоит гордиться.
- За какую тему вы бы никогда не взялись?
- Война, наркомания. Еще никогда не стала бы грубо высмеивать чью-либо позицию.
- Над чем сейчас работаете?
- Снимаю фотопроект о женской слабости, порно, сексуальности, выраженной через коллективное тело. С подругой-режиссером задумали также снять кино, раскрывающее эти темы в другой плоскости. Будет такой двойной проект.
- О чем давно мечтает снять фотоисторию?
- О неприемлемых в обществе сексуальных девиациях. Причем настолько глубоких, что они одинаково неприемлемы в любом обществе, не зависимо от уровня толерантности и существующих конфессий.
Интервью подготовила Инга МЕЛЬНИКОВА
1 Comment