Молодая фотография

Константин САЛОМАТИН: Не бывает такого, чтобы я о чем-то мечтал, но не снял это

© Константин Саломатин

Что озна­ча­ет для вас ста­тус “моло­дой фото­граф”? Какие в этом плю­сы и мину­сы?

- Я вооб­ще не очень люб­лю тер­мин «моло­дой фото­граф». Успешный/не успеш­ный, начинающий/профессионал, художник/ремесленник (что совсем не зву­чит) – в этих кате­го­ри­ях себя еще как-то мож­но оце­нить. Само при­ла­га­тель­ное «моло­дой» отсы­ла­ет к физи­че­ско­му воз­рас­ту. Ну, а какой я моло­дой: мне уже 32 года, а после 30, как счи­та­ет­ся, жиз­ни нет — сплош­ной быт, рабо­та, семья.

- Есть ли общие чер­ты меж­ду сего­дняш­ним поко­ле­ни­ем моло­дых рос­сий­ских фото­гра­фов? Они отли­ча­ют­ся от евро­пей­ских, аме­ри­кан­ских, ази­ат­ских?

- Труд­но ска­зать. Да, сей­час гло­ба­ли­за­ция, гра­ни­цы исче­за­ют, доступ к инфор­ма­ции открыт всем. Но отли­чия, мне кажет­ся, все рав­но есть, отли­чия, кото­рые зави­сят от нали­чия где-то силь­но­го инсти­ту­та фото­гра­фии, кото­рый бы воз­дей­ство­вал на весь реги­он. Напри­мер, в Бан­гла­деш, в Дак­ке до сих пор силь­но вли­я­ние такой чер­но-белой шко­лы фото­гра­фии. Там все сни­ма­ют толь­ко на ч/б. Я даже спра­ши­вал тамош­них фото­гра­фов, поче­му так. Они отве­ча­ли, что когда фото­гра­фи­ру­ешь тех же бежен­цев, у кото­рых жизнь — тоск­ли­вая, мрач­ная и без­ра­дост­ная: цвет­ная съем­ка не пере­даст сути. А, напри­мер, в Аме­ри­ке да и теперь в Евро­пе, если и дела­ют street photography, то чаще все­го это сет-ап порт­рет в окру­же­нии, когда люди про­сто смот­рят в каме­ру. Одна из при­чин такой тен­ден­ции – в дошед­шей уже до абсур­да идее privacy: без офи­ци­аль­но­го согла­сия чело­ве­ка на съем­ку теперь крайне слож­но фото­гра­фи­ро­вать.

Кон­стан­тин Сало­ма­тин

 

- Чем може­те объ­яс­нить тот факт, что боль­шин­ство моло­дых фото­гра­фов сего­дня — девуш­ки?

- Вот стран­но: боль­шин­ство фото­гра­фов  – девуш­ки, а боль­шин­ство про­фес­си­о­на­лов, регу­ляр­но печа­та­ю­щих­ся и выстав­ля­ю­щих­ся, как мне кажет­ся, муж­чи­ны. Доста­точ­но посмот­реть жур­на­лы, сете­вые медиа о фото­гра­фии, в кото­рых пред­став­ле­ны обзо­ры, кон­кур­сы, выстав­ки. Мне кажет­ся, сыг­ра­ло роль упро­ще­ние тех­но­ло­гии: фото­гра­фия, к ужа­су фото­гра­фов «олд скул», поте­ря­ла эту слож­ную ремес­лен­ную состав­ля­ю­щую. Полу­чить тех­ни­че­ски каче­ствен­ную фото­гра­фию ста­ло про­ще и дешев­ле. К тому же мно­ги­ми фото­гра­фия рас­смат­ри­ва­ет­ся как лег­кий соци­аль­ный лифт, искус­ство, кото­ро­му лег­ко научит­ся и достичь успе­ха. И, с одной сто­ро­ны, появи­лась куча тусов­щи­ков, для кото­рых фото­ап­па­рат на шее с пресс-кар­той ста­ли про­пус­ком куда угод­но.  С дру­гой сто­ро­ны, появи­лось огром­ное коли­че­ство фото­гра­фов-жен­щин, с харак­тер­ным почер­ком (чув­ствен­но­сти?): он потря­са­ет вооб­ра­же­ние. В послед­ние годы боль­шин­ство фото­гра­фов, кото­рые меня реаль­но затро­ну­ли, были жен­щи­ны.

- Когда “моло­дой фото­граф” ста­но­вит­ся “взрос­лым фото­гра­фом”? Или какое бы вы дали опре­де­ле­ние это­му его ново­му состо­я­нию?

- Когда фото­граф начи­на­ет раз­мыш­лять о про­жи­той жиз­ни.

- Побе­да в кон­кур­се “Моло­дая фото­гра­фия” для вас была чем: пер­вым успе­хом на про­филь­ном кон­кур­се, кото­рый убе­дил выбрать фото­гра­фию сво­ей про­фес­си­ей, или про­сто оче­ред­ным под­твер­жде­ни­ем того, что вы зани­ма­е­тесь тем, чем надо?

- Вто­рое.

Кон­стан­тин Сало­ма­тин

 

- Вам важ­ны побе­ды на фото­кон­кур­сах или вы и так зна­е­те, что дви­га­е­тесь в пра­виль­ном направ­ле­нии?

- Разу­ме­ет­ся, важ­ны. Под­го­тов­ка к кон­кур­сам застав­ля­ет кри­ти­че­ски смот­реть на свою рабо­ту, писать текст (хотя, в иде­а­ле, это надо делать до того, как берешь в руки каме­ру). Изу­че­ние исто­рии кон­крет­но­го кон­кур­са и кон­кур­сов вооб­ще – это хоро­шая воз­мож­ность узнать рынок, в кото­рый ты соби­ра­ешь­ся вой­ти. Побе­да дает воз­мож­ность позна­ко­мить­ся с людь­ми, кото­рые опре­де­ля­ют и кон­тро­ли­ру­ют фото­гра­фи­че­ский рынок, завя­зать новые кон­так­ты (так же, как и уча­стие в мастер-клас­сах и вооб­ще во всех фото­ту­сов­ках). Да, кон­кур­сы под­твер­жда­ют, что ты идешь в нуж­ном направ­ле­нии, а изред­ка еще и при­зо­вые день­ги дают. Кон­кур­сы улуч­ша­ют твою био­гра­фию, в кон­це кон­цов.

- Вы амби­ци­оз­ны?

- Да.

- Какое ваше самое боль­шое про­фес­си­о­наль­ное дости­же­ние на сего­дняш­ний момент?

- Если под сло­вом про­фес­си­о­наль­ное пони­мать ремес­ло, я бы ска­зал, что это воз­мож­ность, будучи фри­лан­се­ром в про­вин­ции, зара­ба­ты­вать на жизнь, сни­мая то, что тебе нра­вит­ся. Не зани­мать­ся чем-то поточ­ным, рабо­тая в газе­те или новост­ном агент­стве, не сни­мать сва­дьбы или тусов­ки, как боль­шин­ство моих мест­ных кол­лег. Иметь воз­мож­ность бла­го­да­ря финан­си­ро­ва­нию из жур­на­лов (и не толь­ко) зани­мать­ся инте­рес­ны­ми про­ек­та­ми — это этап, кото­рый я пла­ни­ро­вал достичь и достиг.

Кон­стан­тин Сало­ма­тин

- А что — в буду­щем?

- У меня есть при­мер­ный план, раз­би­тый на эта­пы. Напри­мер, с гале­ре­я­ми и с жур­на­ла­ми ино­стран­ны­ми хочу нала­дить дол­го­сроч­ное сотруд­ни­че­ство.

- Каки­ми чело­ве­че­ски­ми каче­ства­ми и про­фес­си­о­наль­ны­ми навы­ка­ми дол­жен обла­дать фото­граф, что­бы быть сего­дня успеш­ным?

- Инте­рес­но, кто вооб­ще смо­жет отве­тить на этот вопрос? Мне кажет­ся, эти каче­ства могут быть любы­ми. Уме­ет и любит фото­граф кон­так­ти­ро­вать с незна­ко­мы­ми людь­ми, тогда он может сни­мать репор­та­жи. Если все это ему уда­ет­ся не очень про­сто, пусть сни­ма­ет пей­за­жи или порт­ре­ты сво­их дру­зей.

- Как вы при­шли в фото­гра­фию?

- В 9 лет мне пода­ри­ли фото­ап­па­рат «Чай­ка», в 11 — купил себе первую «зер­кал­ку». Пона­ча­лу, конеч­но, сни­мал вся­кую глу­пость: труд­но было най­ти инфор­ма­цию по фото­гра­фии, понять, куда вооб­ще дви­гать­ся. Но толь­ко после 20 лет стал пони­мать, что имен­но в фото­гра­фии мне инте­рес­но.

Кон­стан­тин Сало­ма­тин

 

- Если до это­го вы полу­чи­ли выс­шее обра­зо­ва­ние по дру­гой спе­ци­аль­но­сти, помог­ло ли оно в вашей сего­дняш­ней рабо­те?

- По обра­зо­ва­нию я био­лог, это мне дало кру­го­зор и свя­зи (кото­рые помо­га­ют при жур­на­лист­ской дея­тель­но­сти). Но сей­час жалею, что полу­чил тех­ни­че­ское, а не гума­ни­тар­ное обра­зо­ва­ние. Вме­сто лите­ра­ту­ры о син­те­зе бел­ка и хро­мо­сом­ных мута­ци­ях луч­ше бы читал кни­ги по фило­со­фии и искус­ству.

- Фото­гра­фия долж­на быть объ­ек­тив­ной или субъ­ек­тив­ной? У вас она какая?

- Объ­ек­тив­ная фото­гра­фия – это, навер­ное, то, чем зани­ма­ют­ся агент­ства Reuters и AP.  Мне это не очень инте­рес­но. А все осталь­ное, что не име­ет отно­ше­ние к новост­ной фото­гра­фии для таких агентств, в раз­ной сте­пе­ни субъ­ек­тив­но.

- Вы сра­зу опре­де­ли­лись с жан­ром, в кото­ром хоти­те рабо­тать: репор­таж­ная, доку­мен­таль­ная, арт- фото­гра­фия?

- По сути – да: когда начал печа­тать­ся в прес­се, стал сра­зу рабо­тать (и до сих пор про­дол­жаю) в жан­ре репор­та­жа.

 

- Что дума­е­те насчет того, что эти жан­ры сего­дня — не про­сто нахо­дят­ся на сты­ке, но плав­но пере­те­ка­ют один в дру­гой? Это хоро­шо или пло­хо? В ваших рабо­тах это сме­ше­ние при­сут­ству­ет?

- Это хоро­шо: это зако­но­мер­ный про­цесс эво­лю­ции медиа. И я эти­ми изме­не­ни­я­ми поль­зу­юсь. В сво­их репор­та­жах при­ме­няю сту­дий­ную сти­ли­сти­ку съем­ки (свет, поста­нов­ка) – это тренд сей­час, без него неред­ко слож­но сде­лать свою рабо­ту каче­ствен­но.

Кон­стан­тин Сало­ма­тин

- Созда­е­те ли вы муль­ти­ме­диа? Вас инте­ре­су­ет такая фор­ма пода­чи фото­гра­фии?

- Я пока не рабо­таю в этом направ­ле­нии: не вижу, что мне это может дать. Сей­час для меня глав­ным ито­гом моей рабо­ты явля­ет­ся пуб­ли­ка­ция и выстав­ка. Но это пока.

- Есть ли у вас тема или несколь­ко тем, кото­рые вас инте­ре­су­ют боль­ше дру­гих? Поче­му имен­но эти темы?

- Это все, что каса­ет­ся людей, их вза­и­мо­от­но­ше­ний, их само­иден­ти­фи­ка­ция – соци­аль­ная, наци­о­наль­ная, рели­ги­оз­ная, изме­не­ние обра­за жиз­ни. Есть темы, кото­рые я никак не могу сфор­му­ли­ро­вать и понять, как это мож­но выра­зить фото­гра­фи­че­ски. Как пой­му – зай­мусь этим. Еще мне очень инте­ре­сен спорт. Но не спорт высо­ких дости­же­ний, попу­ляр­ный, а что-то боль­ше люби­тель­ское и не совсем обыч­ное. Часто выбор темы зави­сит от отно­ше­ния с людь­ми. Мне про­сто инте­рес­ны неко­то­рые люди, я про­дол­жаю при­ез­жать к ним и сни­мать пери­о­ди­че­ски, не зная напе­ред, куда это выве­дет.

- Каким сво­им фото­про­ек­том гор­ди­тесь боль­ше все­го? Поче­му?

- Может быть, это «Фаб­ри­ка совет­ско­го пери­о­да». Во-пер­вых, этот про­ект послу­жил отправ­ной точ­кой, когда у меня пол­но­стью поме­нял­ся стиль съем­ки. Во-вто­рых, этот про­ект добил­ся наи­боль­ше­го успе­ха: пуб­ли­ка­ция в жур­на­ле, выстав­ка, сей­час еще одна (в Фин­лян­дии на фести­ва­ле Backlight).

- За какую тему вы бы нико­гда не взя­лись?

- Мне кажет­ся, снять мож­но любую тему. Но есть темы заез­жен­ные, кото­рых уже не сто­ит касать­ся, толь­ко если ты не можешь ска­зать сво­ей съем­кой что-то совер­шен­но новое (это вооб­ще-то для всех тем спра­вед­ли­во). Из кли­ши­ро­ван­ных тем — нар­ко­ма­ны, мона­сты­ри, боль­ные дети (как пра­ви­ло, раком). Как контр-при­мер могу при­ве­сти про­ект Рены Эффен­ди «Дома сча­стья». В нем через тему нар­ко­ма­нии пока­за­но поло­же­ние жен­щи­ны в «тра­ди­ци­он­ном» ази­ат­ском обще­стве. То есть, нар­ко­ма­ны у нее — не основ­ная тема, а толь­ко часть, кото­рая что-то рас­ска­зы­ва­ет о теме.

Кон­стан­тин Сало­ма­тин

 

 

- Над чем сей­час рабо­та­е­те?

- У меня есть несколь­ко тем, над кото­ры­ми я про­дол­жаю рабо­тать. Это иссле­до­ва­ния. Одно – о семьях, соци­аль­ных бежен­цах сво­е­го рода, кото­рые стре­мят­ся отго­ро­дить­ся от мира, секу­ляр­ной циви­ли­за­ции, создать свой малень­кий уто­пич­ный мирок. Я несколь­ко раз ездил к одной такой семье, они жили на хуто­ре око­ло мона­сты­ря. Сей­час они пере­еха­ли к дру­го­му мона­сты­рю, в боль­шую дерев­ню, у них там некая общи­на. Дру­гой про­ект — про ман­си. Мно­гие пред­ста­ви­те­ли это­го наро­да дав­но пере­бра­лись жить в горо­да и посел­ки, бли­же к циви­ли­за­ции. На севе­ре Сверд­лов­ской обла­сти и в сопре­дель­ных реги­о­нах оста­лось чело­век 60–100 ман­си, кото­рые живут в лесу и ведут тра­ди­ци­он­ный образ жиз­ни. Я к ним посто­ян­но при­ез­жаю, живу с ними, ино­гда целы­ми дня­ми каме­ру даже не выни­маю из сум­ки: про­сто наблю­даю.

 

- О чем дав­но меч­та­ет снять фото­и­сто­рию?

- Меня не инте­ре­су­ют высо­ко­бюд­жет­ные про­ек­ты в сти­ле National Geographic. Как пра­ви­ло, если что-то меня инте­ре­су­ет, и я хочу над этим рабо­тать, я нахо­жу для это­го вре­мя и ресур­сы. Не быва­ет тако­го, что­бы я о чем-то меч­тал, но не снял это.

 

Интер­вью под­го­то­ви­ла Инга МЕЛЬНИКОВА

0 Comments

Leave a reply

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Сaptcha (антиспам-проверка) * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

Highslide for Wordpress Plugin