Молодая фотография

Михаил ГАЛУСТОВ: Молодых фотографов объединяет авантюризм и отсутствие планов на жизнь

© Михаил Галустов

- Что озна­ча­ет для вас ста­тус “моло­дой фото­граф”? Какие в этом плю­сы и мину­сы?

- Моло­дой фото­граф — это до 32 лет. Сколь­ко ни ста­рай­ся — до 32 лет будешь моло­дой. Неко­то­рые фото­гра­фы в 25 уже, вро­де бы, не моло­дые, сло­жив­ши­е­ся про­фес­си­о­наль­ные фото­гра­фы, но их все рав­но назы­ва­ют моло­ды­ми, пото­му что так при­ня­то. Мне гово­ри­ли, что моло­дым быть хоро­шо. Но если гово­рить о заказ­чи­ках, они моло­дых фото­гра­фов поба­и­ва­ют­ся. Сре­ди взрос­лых фото­гра­фов мно­го необя­за­тель­ных людей, а сре­ди моло­дых фото­гра­фов — еще боль­ше. Моло­дые фото­гра­фы заслу­жи­ли себе нена­деж­ную репу­та­цию: любой фото­ре­дак­тор с опы­том может рас­ска­зать исто­рию о том, как его под­вел моло­дой фото­граф, и это была ката­стро­фа. Поэто­му моло­дые фото­гра­фы тра­тят гораз­до боль­ше уси­лий, что­бы заслу­жить дове­рие, чем фото­гра­фы с боро­дой.

- Есть ли общие чер­ты меж­ду сего­дняш­ним поко­ле­ни­ем моло­дых рос­сий­ских фото­гра­фов? Они отли­ча­ют­ся от евро­пей­ских, аме­ри­кан­ских, ази­ат­ских?

- Мне кажет­ся, их объ­еди­ня­ет аван­тю­ризм и отсут­ствие пла­нов на жизнь. Так­же моло­дые фото­гра­фы доволь­но лихо пьют и мно­го сплет­ни­ча­ют. Мне слож­но гово­рить о моло­дых фото­гра­фах из Рос­сии, пото­му что я с ними мало зна­ком, они не при­ез­жа­ют в Афга­ни­стан и Южную Азию, где я живу. А вот моло­дые фото­гра­фы из Евро­пы и США нахо­дят­ся в пло­хом настро­е­нии и посто­ян­но на нер­вах из-за высо­кой кон­ку­рен­ции и недо­стат­ка заня­то­сти. Те из них, кто еще не сме­ни­ли про­фес­сию, дума­ют о том, что­бы совер­шить этот шаг.

- Чем може­те объ­яс­нить тот факт, что боль­шин­ство моло­дых фото­гра­фов сего­дня — девуш­ки?

- В Рос­сии? Навер­ное, они более роман­ти­че­ские и сме­лые, любят идти напе­ре­кор невзго­дам и про­ти­во­сто­ять оче­вид­но­му. Мне кажет­ся, надо быть очень сме­лым, силь­ным и отча­сти Дон-Кихо­том, что­бы начи­нать про­фес­си­о­наль­ную карье­ру в фото­гра­фии сей­час, осо­бен­но в фото­жур­на­ли­сти­ке. Веро­ят­но, девуш­ки в Рос­сии сме­лее пар­ней и боль­ше любят рис­ко­вать.

Миха­ил Галу­стов

 

- Когда “моло­дой фото­граф” ста­но­вит­ся “взрос­лым фото­гра­фом”? Или какое бы вы дали опре­де­ле­ние это­му его ново­му состо­я­нию?

- В 32 года. Мне кажет­ся, ниче­го не меня­ет­ся в этот момент для фото­гра­фа. Мно­гое меня­ет­ся, когда у него заво­дит­ся ребе­нок, ино­гда даже вся про­фес­сия меня­ет­ся цели­ком.

- Побе­да в кон­кур­се “Моло­дая фото­гра­фия” для вас была чем: пер­вым успе­хом на про­филь­ном кон­кур­се, кото­рый убе­дил выбрать фото­гра­фию сво­ей про­фес­си­ей, или про­сто оче­ред­ным под­твер­жде­ни­ем того, что вы зани­ма­е­тесь тем, чем надо?

- Если чест­но, я не знал, что это был кон­курс. Юрий Козы­рев позво­нил мне одна­жды ночью и спро­сил, не хотел бы я сде­лать выстав­ку в Пите­ре. Конеч­но же, я был рад сде­лать выстав­ку в Пите­ре, даже за свой счет.

- Вам важ­ны побе­ды на фото­кон­кур­сах или вы и так зна­е­те, что дви­га­е­тесь в пра­виль­ном направ­ле­нии?

- Я рань­ше ста­рал­ся участ­во­вать в кон­кур­сах, пото­му что люди, к кото­рым я при­слу­ши­вал­ся, гово­ри­ли, что это делать надо. Но год назад я решил, что это отни­ма­ет слиш­ком мно­го вре­ме­ни и при­но­сит слиш­ком мало тол­ку, поэто­му я пере­стал посы­лать заяв­ки. Может быть, если бы я был более удач­лив на кон­кур­сах, мне бы так не каза­лось.

Миха­ил Галу­стов

- Вы амби­ци­оз­ны?

- Да. Нет. Да.

- Какое ваше самое боль­шое про­фес­си­о­наль­ное дости­же­ние на сего­дняш­ний момент?

- Самое боль­шое дости­же­ние было понять, как про­жить в Южной Азии, куда я пере­ехал из Моск­вы в 2009-м из-за пого­ды. Это был очень инте­рес­ный пери­од, кото­рый до сих пор длит­ся, и самые боль­шие испы­та­ния в интел­лек­ту­аль­ном и ком­му­ни­ка­тив­ном пла­нах.

- А чего хоте­ли бы в этом плане достичь?

- Вот это я как раз хотел бы понять.

- Каки­ми чело­ве­че­ски­ми каче­ства­ми и про­фес­си­о­наль­ны­ми навы­ка­ми дол­жен обла­дать фото­граф, что­бы быть сего­дня успеш­ным?

- Если гово­рить о фри­ланс-фото­жур­на­ли­сте, он дол­жен быть гени­аль­ным фото­гра­фом с ред­ким и выра­зи­тель­ным сти­лем, очень хит­рым чело­ве­ком и хоро­шим жур­на­ли­стом, дол­жен уметь нахо­дит исто­рии, быть отлич­ным дру­гом, когда необ­хо­ди­мо, выда­ю­щим­ся мар­ке­то­ло­гом, дол­жен обла­дать при­вле­ка­тель­ной внеш­но­стью и хоро­шо шутить. Луч­ше все­го ему быть сим­па­тич­ной хруп­кой девуш­кой с хоро­шим англий­ским. Ситу­а­ция в инду­стрии настоль­ко тяже­лая и кон­ку­рен­ция настоль­ко обостре­на, что фото­гра­фам при­хо­дит­ся исполь­зо­вать мак­си­мум воз­мож­но­стей.

Миха­ил Галу­стов

- Как вы при­шли в фото­гра­фию?

- Когда мне было 16 лет, я рабо­тал в мест­ной газе­те горо­да Бала­ши­ха, там я и начал фото­гра­фи­ро­вать.

- Если до это­го вы полу­чи­ли выс­шее обра­зо­ва­ние по дру­гой спе­ци­аль­но­сти, помог­ло ли оно в вашей сего­дняш­ней рабо­те?

- Обра­зо­ва­ние я полу­чил по части теле­ви­зи­он­ной жур­на­ли­сти­ки, это мне толь­ко сей­час нача­ло помо­гать, когда я занял­ся кино и теле­ви­де­ни­ем.

- Фото­гра­фия долж­на быть объ­ек­тив­ной или субъ­ек­тив­ной? У вас она какая?

- Она долж­на быть такой, какая боль­ше по душе фото­гра­фу. У меня она объ­ек­тив­ная по содер­жа­нию и субъ­ек­тив­ная по фор­ме.

- Вы сра­зу опре­де­ли­лись с жан­ром, в кото­ром хоти­те рабо­тать: репор­таж­ная, доку­мен­таль­ная, арт- фото­гра­фия?

- Я сра­зу опре­де­лил­ся: хотел зани­мать­ся жур­на­ли­сти­кой и доку­мен­таль­ной фото­гра­фи­ей одно­вре­мен­но. Но в послед­нее вре­мя ста­ло труд­нее: я не знаю, какой фото­гра­фи­ей мне хоте­лось бы зани­мать­ся, и не уве­рен, что вооб­ще хоте­лось бы фото­гра­фи­ро­вать. Может быть, мне нужен пере­рыв. Я пол­го­да назад осво­ил про­фес­сию зву­ко­ин­же­не­ра для кино и теле­ви­де­ния, и эта рабо­та мне очень нра­вит­ся: совсем не нуж­но думать о кра­си­вом осве­ще­нии, мож­но вооб­ще гла­за закрыть и слу­шать. Так­же я стал сни­мать кино в каче­стве кино­опе­ра­то­ра. И вот что уди­ви­тель­но: люди луч­ше отно­сят­ся к чело­ве­ку с видео­ка­ме­рой, чем к фото­гра­фу. Веро­ят­но, часть при­чи­ны в том, что фото­гра­фы посто­ян­но щел­ка­ют. Я думаю, что это раз­дра­жа­ет людей.

Миха­ил Галу­стов

- Что дума­е­те насчет того, что эти жан­ры сего­дня — не про­сто нахо­дят­ся на сты­ке, но плав­но пере­те­ка­ют один в дру­гой? Это хоро­шо или пло­хо? В ваших рабо­тах это сме­ше­ние при­сут­ству­ет?

- Совер­шен­но согла­сен, жан­ры пере­ме­ша­лись. Как зри­те­лю, мне нра­вит­ся доку­мен­таль­ная фото­гра­фия за гра­нью арта. Тра­ди­ци­он­ная жур­на­ли­сти­ка все­гда каза­лась мне одно­об­раз­ной и зануд­ной, но я готов был оста­вать­ся пре­дан­ным ее стро­гим прин­ци­пам и пра­ви­лам. Я чув­ствую, что эта готов­ность испа­ри­лась. Мои послед­ние про­ек­ты обла­да­ют жур­на­лист­ским под­хо­дом, но их бы не взя­ли в обще­ствен­но-поли­ти­че­ские жур­на­лы в 90-х.

- Созда­е­те ли вы муль­ти­ме­диа? Вас инте­ре­су­ет такая фор­ма пода­чи фото­гра­фии?

- Мне кажет­ся, что при объ­еди­не­нии фото­гра­фий и видео фото­гра­фии про­иг­ры­ва­ют хоро­шо сня­то­му видео. Слайд-шоу со зву­ком тоже выгля­дят стран­но, в моем под­со­зна­нии каж­дый раз вер­тит­ся вопрос: вот поче­му же это не фильм и как бы здо­ро­во это было. Я сей­час рабо­таю над муль­ти­ме­дий­ным про­ек­том, это не мой про­ект, идея при­над­ле­жит дру­гим людям. В нем есть фото­гра­фии, видео и текст: www.kabulatwork.tv Я помо­гаю им пра­виль­но запи­сы­вать звук для корот­ко­мет­раж­ных филь­мов. Звук игра­ет боль­шую роль в кино, и зву­ко­за­пись для доку­мен­таль­ных филь­мов — дело очень хит­рое.

Миха­ил Галу­стов

- Есть ли у вас тема или несколь­ко тем, кото­рые вас инте­ре­су­ют боль­ше дру­гих? Поче­му имен­но эти темы?

- Меня в дан­ный момент боль­ше все­го инте­ре­су­ют антро­по­ло­гия кон­флик­та в Афга­ни­стане, вли­я­ние США на судь­бы Паки­ста­на и Южной Азии в целом, дипло­ма­ти­че­ский кон­фликт меж­ду Инди­ей и Паки­ста­ном, нару­ше­ния прав чело­ве­ка в Гру­зии, ситу­а­ция с выво­дом НАТО из Афга­ни­ста­на, а так­же дра­ма­ти­че­ская ком­по­зи­ция в корот­ко­мет­раж­ном филь­ме, меню на ужин, пого­да на зав­тра и то, куда опять запро­по­сти­лись сол­неч­ные очки.

- Что хоти­те ска­зать с помо­щью фото­гра­фии?

- Фото­гра­фия для меня — это спо­соб пове­дать исто­рию, так что я боль­ше рас­ска­зы­ваю, что и как, чем гово­рю от себя.

- Каким сво­им фото­про­ек­том гор­ди­тесь боль­ше все­го? Поче­му?

- Хоро­ший вопрос. Не знаю.

- За какую тему вы бы нико­гда не взя­лись?

- Я бы не стал рабо­тать с пишу­щим жур­на­ли­стом, о кото­ром я знаю, что он нечест­ный или гру­би­ян. Так­же я пере­стал рабо­тать с воен­ны­ми в Афга­ни­стане: это очень опас­но, они зача­стую не име­ют воз­мож­но­сти кон­тро­ли­ро­вать ситу­а­цию. Опас­ные репор­та­жи мне не по душе.

- Над чем сей­час рабо­та­е­те?

- Я толь­ко что закон­чил рабо­тать над съе­моч­ной фазой доку­мен­таль­но­го филь­ма и помо­гаю запи­сы­вать звук для дру­го­го про­ек­та. Еще один кино­про­ект запла­ни­ро­ван на осень, а когда ста­нет про­хлад­нее, вер­нусь к съем­кам серии груп­по­вых порт­ре­тов в про­вин­ци­аль­ных рай­о­нах Афга­ни­ста­на.

- О чем дав­но меч­та­ет снять фото­и­сто­рию?

- Меч­таю закон­чить серию груп­по­вых порт­ре­тов, кото­рую я начал в 2010-м. Порт­ре­ты не поста­но­воч­ные, это уди­ви­тель­ная ситу­а­ция здесь, в Афга­ни­стане: люди выхо­дят посмот­реть на ино­стран­цев и ста­но­вят­ся в очень гар­мо­нич­ные позы. Наде­юсь закон­чить про­ект сле­ду­ю­щей вес­ной.

 

Интер­вью под­го­то­ви­ла Инга МЕЛЬНИКОВА

2 комментария

Leave a reply

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Сaptcha (антиспам-проверка) * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

Highslide for Wordpress Plugin